СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Проблемы формирования списков присяжных заседателей


ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПИСКОВ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ

В последнее время все чаще обнаруживается несовершенство процедуры формирования списков присяжных заседателей, являющейся очень важной и значимой в силу того, что именно здесь осуществляется отбор «беспристрастных арбитров».

Изучив действующее законодательство РФ, реально существующий порядок формирования списков присяжных заседателей в Томской области и научные статьи юридических журналов по данной теме, мы выделили следующие проблемы, которые возникают при формировании этих списков.

Отсутствие должной организации работы органов, осуществляющих формирование списков присяжных заседателей, отнесение данной функции к второстепенной функции этих органов, непредоставление документов, отражающих процедуру составления списков присяжных заседателей, неосуществление проверок списков, отсутствие ответственности должностных лиц, участвующих в формировании списков присяжных заседателей, за итоги своей работы приводят к тому, что деятельность по формированию списков присяжных заседателей сводится к механическому перенесению фамилий из списков избирателей в списки кандидатов в присяжные заседатели.

Списки присяжных заседателей составляются органами на основе перечня требований, предъявляемых действующим законодательством и охватывающим далеко не все аспекты, влияющие на отправление правосудия.

Лица исключаются из списков кандидатов в присяжные заседатели высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в случае наличия обстоятельств, препятствующих исполнению ими обязанностей присяжных заседателей, только на основании письменного заявления гражданина. Само по себе отсутствие такого обращения лица не является препятствием к участию этого лица в качестве присяжного заседателя. То есть законодатель, полагаясь на совесть и честь кандидатов в присяжные заседатели, допускает лиц, которые не могут быть ими в силу наличия таких обстоятельств, но о которых они умолчали.

Данные проблемы предлагается решить следующим образом:

Обязать органы, осуществляющие формирование списков присяжных заседателей, вести документы, отражающие данную процедуру, и предоставлять их для отчетности своим руководителям.

Ввести ответственность должностных лиц за формирование списков присяжных заседателей.

Расширить список требований, предъявляемых к кандидатам в присяжные заседатели. В том числе путем установления образовательного ценза, запрещающего включать в списки присяжных заседателей лиц, не имеющих хотя бы среднего образования, включения фактов отсутствия в биографии кандидатов в присяжные заседатели и их родственников случаев уголовного преследования, психического расстройства, обращения за психиатрической помощью.

Систематизировать информацию о кандидатах в присяжные заседатели и внести сведения о них в ГАС «Выборы» или ГАС «Правосудие».

Создать специальные комиссии для дополнительной проверки органов, осуществляющих формирование списков присяжных заседателей.

Таким образом, в системе формирования списков присяжных заседателей существует достаточное количество проблем, требующих незамедлительного устранения для обеспечения эффективного правосудия.


Д.В. Зенкова, студентка ЮИ ТГУ Научный руководитель - канд. юрид. наук, доцент С.Л. Лонь





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ