СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Единство и дифференциация в праве социального обеспечения (на примере самозанятых граждан


ЕДИНСТВО И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН)

Говоря о правовой природе единства и дифференциации в праве социального обеспечения (далее - ПСО), необходимо отметить, что рассматривать данную категорию следует именно как принцип данной отрасли. В ПСО традиционно отмечалась взаимосвязь единства и дифференциации правового регулирования как принципа и как метода воздействия на социально-обеспечительные отношения. Такая взаимосвязь имеет не только место в ПСО, но и носит межотраслевой характер. На наш взгляд, при отграничении принципа от метода, прежде всего, следует опираться на общую теорию права, которая определяет методологию как совокупность особых приемов, принципов, средств и способов познания общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правовых проявлений. Таким образом, метод правового регулирования отвечает на вопрос, как конкретная отрасль права исследует свой предмет, на каких подходах она при этом основывается, от каких принципов отталкивается, какие приемы использует. А принцип права - это основополагающие руководящие идеи, начала, выражающие сущность права как специфического социального регулятора, они выражают его закономерности, природу и назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения. Принципы отрасли являются носителями качественного своеобразия метода. Это означает, что набор и содержание основных приемов и способов регулирования, основы правового положения субъектов в правоотношениях социального обеспечения и т.д. формируются под непосредственным воздействием отраслевых принципов.

По своему содержанию вышеупомянутый принцип включает в себя два элемента. Единство регулирования достигается посредством нормативного установления оснований и условий социального обеспечения, позволяющих добиться наиболее полной защиты граждан от разных социально-рисковых ситуаций. Дифференциация проявляется посредством того, что законодательством учитывается форма реализации права на труд, а также социально-правовая природа каждой из форм, для того чтобы регулирование в большей степени отвечало целям социального обеспечения граждан.

Именно на основе вышеупомянутого принципа происходит выделение самозанятых граждан в отдельную категорию в плане социальных гарантий и обеспечения. Правовая предпосылка данной градации заключается в том, что доход указанной категории не является таким постоянным и гарантированным, как заработная плата работающих по трудовому договору, и существует риск его утраты. В связи с этим законодатель создал механизмы защиты и учел названные обстоятельства при реализации права на труд в форме самозанятости, а также предусмотрел для них особый порядок исчисления страховых взносов.

Именно от формы реализации права на труд напрямую зависит ряд условий по социальному обеспечению. На работников в отличие от самозанятых граждан распространяются все виды обязательного социального страхования, тогда как самозанятые в обязательном порядке подлежат лишь медицинскому и пенсионному страхованию. Законодатель, основываясь на принципе единства и дифференциации, учел особенности социальных рисков самозанятых граждан и регламентировал некоторые вопросы в части социального обеспечения, отличающиеся от других категорий лиц, признаваемых занятыми. При этом законодателю не всегда удавалось избежать ошибок, которые приводили к нарушению конституционных прав соответствующих категорий граждан.

Полагаем, что дальнейшее применение законодательства должно опираться на результаты научных исследований, обеспечивая самозанятым гражданам надлежащий уровень гарантий, свойственных правовому, социальному государству.


А.В. Бурлак, аспирант ОМГУ Научный руководитель - канд. юрид. наук, доцент М.Г. Седельникова





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ