СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


К вопросу о подведомственности дел о признании нормативных правовых актов недействующими


К ВОПРОСУ О ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ДЕЛ О ПРИЗНАНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ

При решении вопроса о процессуальном порядке защиты нарушенного права, в первую очередь, следует разграничить компетенцию юрисдикционных органов. Для этого необходимо квалифицировать правовой акт с точки зрения его правовой природы, отнеся его к категории нормативных или ненормативных правовых актов.

На практике не всегда возможно изначально при подаче заявления определить природу акта, подлежащего обжалованию. В случае если обжалованию подлежит нормативный правовой акт, то возникает вопрос об определении суда, компетентного рассматривать заявление об оспаривании нормативного правового акта. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в редакции от 30.12.2012 г. № 317-ФЗ арбитражные суды рассматривали экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.

Круг дел об оспаривании нормативных актов существенно сузился по сравнению с редакцией АПК РФ, действовавшей до 30.12.2012 г. Указанная редакция относила к компетенции арбитражных судов дела об оспаривании нормативных актов в сфере налогообложения, валютного регулирования, таможенного регулирования, патентных прав и прав на селекционные достижения, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, .ив иных сферах.

Таким образом, арбитражные суды до 30.12.2012 г. рассматривали обширный перечень споров, связанных с оспариванием нормативных правовых актов.

ФЗ от 28.06.2014 № 186-ФЗ внес значительные изменения в АПК РФ. Оспаривание нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности практически полностью исключены из подведомственности арбитражного суда.

В соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции суда по интеллектуальным правам.

Следуя логике законодателя, четко прослеживается тенденция исключения дел об оспаривании нормативных актов из компетенции арбитражных судов. Вместе с тем указанная позиция представляется спорной и непоследовательной. Поскольку арбитражные суды рассматривают споры, возникающие из экономических правоотношений, именно они и должны рассматривать споры об оспаривании нормативных актов, затрагивающих интересы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, как суды специализированные, имеющие многолетнюю практику рассмотрения указанных споров.

Кроме того, если говорить об исключении из подведомственности арбитражных судов вышеуказанной категории дел, то представляется логичным в таком случае не наделять указанными полномочиями и суд по интеллектуальным правам, который так же, как и иные арбитражные суды, является судом специализированным, и, кроме того, входит в систему арбитражных судов Российской Федерации.


И.В. Рябова, студентка ЮИ ТГУ Научный руководитель - ст. преподаватель А.П. Иващенко





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ