СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Компенсация ущерба по гражданскому законодательству россии и германии


КОМПЕНСАЦИЯ УЩЕРБА ПО ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ И ГЕРМАНИИ

В ходе поэтапной реформы гражданского законодательства Российской Федерации в ГК РФ была введена ст. 16.1, устанавливающая, что в случае и в порядке, который предусмотрен законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина или юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих организаций, а также лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации. Как обоснованно отмечается в отдельных исследованиях данной статьи закона, достоинством указанной новеллы является то, что она направлена на усиление защиты конституционных прав и свобод граждан, их объединений, служит дополнительной гарантией возмещения причиненного ущерба, а также уточняет достаточно широкий круг тех субъектов, которые обязаны возместить причинённый ущерб. Следует подчеркнуть, что компенсации подлежит ущерб, причиненный правомерными действиями. Сдерживающим фактором в оценке данной статьи является указание на ее ограничение - компенсация ущерба возможна лишь при наличии специального закона.

В юридической литературе высказаны различные мнения о правовой природе данного правового явления. По нашему мнению, компенсацию ущерба, предусмотренную ст. 16.1 ГК РФ, нельзя отнести ни к мерам гражданско-правовой ответственности, ни к мерам защиты. Бесспорным в доктрине является утверждение, что основанием применения указанных принудительных мер является противоправное поведение, что препятствует отнесению компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями, к данным принудительным мерам имущественного воздействия. Представляется, что компенсацию ущерба, предусмотренную ст. 16.1 ГК РФ, следует квалифицировать в качестве особой меры последствий лишения права (причинения ущерба) правомерными действиями.

Обращение к зарубежному опыту в регулировании отношений по компенсации ущерба и оценке этой меры (к доктрине и законодательству Германии) дает основание для вывода о том, что нормы, аналогичной ст. 16.1 ГК РФ, в ГГУ не имеется. Вместе с тем ч. 4 ст. 14 Основного закона ФРГ устанавливает, что принудительное отчуждение собственности допускается только в целях общего блага, только на основании закона, регулирующего характер и размеры возмещения. На основании данного положения судебной практикой было выработано понятие « Haftung aus enteignendem Eingriff » - ответственность государства за правомерные действия, которые имеют неблагоприятные последствия для собственника, поэтому требующие справедливого денежного возмещения.

Данный институт применяется при следующих условиях:

наличие государственного вмешательства;

вмешательство должно быть непосредственным;

совершение этих действий должно быть направлено на обеспечение реализации общественных и государственных интересов;

причинённый вред должен превышать так называемую «имущественную жертву» ( Sonderopfer ), которую лицо обязано претерпеть в результате совершения подобных действий.

Таким образом, возможность компенсации (ущерба) вреда, причиненного правомерными действиями органами государства, имеется в системе права и России, и Г ермании. Закрепление общей нормы о возможности компенсации такого вреда на уровне ГК РФ является, безусловно, положительным результатом совершенствова- ния российского гражданского законодательства. Однако оценку эффективности действия данной нормы и достижения цели ее закрепления может дать только практика ее применения.


Д.И. Верховец, студентка ЮИ ТГУ Научный руководитель - канд. юрид. наук, доцент Н.Д. Титов





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ