СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Кризис идеи социального государства и пути его преодоления


КРИЗИС ИДЕИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

В настоящее время идея социального государства и ее практическая реализация в европейских странах переживают непростой период. Ученые отмечают, что социальное государство в XX - XXI вв.

столкнулось с чередой социально-экономических «вызовов», к числу которых относятся:

спад рождаемости и старение трудоспособного населения, влекущие увеличение налоговой нагрузки на экономически активных граждан. Так, согласно статистическим данным, суммарный коэффициент рождаемости (СКР) в странах Евросоюза упал всреднем до 1,37-1,4, т.е. до уровня, недостаточного для обеспечения простого воспроизводства населения. Расчеты демографов свидетельствуют, что к 2030 г. средний возраст населения во всех западноевропейских государствах приблизится к 50 годам;

еще одна причина - «перетекание» в Европу многомиллионных масс мигрантов из отсталых стран так называемого «глобального Юга». Согласно официальной статистике из 51 млн мигрантов, проживающих сегодня на территории Евросоюза, около 70 % составляют выходцы из развивающихся стран. При этом исследования свидетельствуют о том, что издержки, связанные с социальными расходами на иммигрантов (затраты на жилищные субсидии, семейные пособия, пособия по безработице, расходы на образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение многочисленных семей иммигрантов), превышают или по крайней мере сводят на нет их вклад в экономику.

Воздействие этих и иных факторов создает существенные препятствия для сохранения привычной для европейцев системы социального обеспечения и социальной защиты.

«Лакмусовой бумажкой» эффективности социально-экономической политики государств можно считать мировой финансовый кризис, в результате которого одни государства в целях сокращения бюджетного дефицита были вынуждены пойти на непопулярные меры жесткой экономии, выразившиеся в значительном сокращении расходов на социальную сферу, другие же - главным образом, речь идет о североевропейских странах - преодолели последствия финансового кризиса с качественно меньшими социальными издержками.

Хотелось бы рассмотреть пример Федеративной Республики Германия. С целью отхода от модели «государства-донора», которое обеспечивало достаточно высокий уровень гарантий для всех граждан, в том числе, и тех, кто злоупотреблял возможностями социального государства, Германия вынуждена была начать процесс глубокого реформирования системы социального обеспечения. Для этого была разработана концепция так называемого «активирующего социального государства», действующего по принципу «поддерживать и требовать». Адресатами концепции являются трудоспособные, но нуждающиеся и безработные получатели государственной социальной помощи. Главной идеей концепции является мотивирование этих лиц к снижению своей зависимости от помощи государства, главным образом путем устройства на работу. Для этого государство использует систему разнообразных мер: с получателем помощи заключается соглашение о его интеграции в трудовую сферу, финансируются программы переобучения. На получателя возлагается обязанность по вступлению в трудовые отношения на приемлемых условиях; нарушение этой обязанности по причинам, не предусмотренным законом, влечет постепенное уменьшение объема оказываемой помощи. Данная концепция нашла свое воплощение в резонансном законе Харц IV, принятие которого вызвало бурю дискуссий в немецком обществе.

Как отмечает норвежский ученый Асбьёрн Вааль ( Asbj 0 rn Wahl ), авторитетный исследователь идеи социального государства, успешное воплощение концепции социального государства в первой половине XX в. стало возможным благодаря уникальному стечению специфических обстоятельств, воссоздать которые в настоящее время едва ли возможно. В интервью о перспективах государства всеобщего благосостояния ученый прогнозирует скорый закат традиционной модели, отмечая, что «век государства всеобщего благосостояния завершился, или, по крайней мере, подходит к концу. То, что мы наблюдаем в большинстве стран Европы, охваченных кризисом, по сути является планомерным разрушением государства всеобщего благосостояния».

Однако сказанное не означает полный крах идеи социального государства. В настоящее время европейскими учеными актуализируются идеи минимизации государственного «всеучастия» в социальной сфере, предлагаются различные (обновленные) концепции субсидиарного социального государства, в частности «государства услуг», «государства труда», «общества участия».

Таким образом, политика современных социальных государств должна быть в меру мобильной и гибкой, способной эффективно функционировать как в условиях экономической стабильности, так и в условиях кризиса. Социальное государство имеет «право на трансформацию». Поиск наиболее адекватной модели функционирования не должен рассматриваться как отказ от прогрессивной и гуманной идеи социального государства. При этом непреложной и неизменной должна оставаться основная задача социального государства - обеспечение всем гражданам достойного уровня жизни, свободного развития человеческой личности, прогресс всего общества.


Я.Е. Степанова, аспирантка ЮИ ТГУ Научный руководитель - д-р юрид. наук, профессор М.А. Митюков





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ