СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Оценка регулирующего воздействия проектов решений евразийской экономической комиссии


ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОЕКТОВ РЕШЕНИЙ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

Актуальность и интерес к постоянно действующему наднациональному регулирующему органу - Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия) Евразийского экономического союза, очень высоки, поскольку ЕЭК обеспечивает функционирование и развитие Евразийского экономического союза (далее - Союз) атакже его составных элементов - Таможенного союза и Единого экономического пространства, выработку предложений в сфере экономической интеграции.

ЕЭК состоит из множества структурных подразделений, утвержденных решением Комиссии № 2 от 25.01.2012, которые обеспечивают интеграционные процессы между странами-участниками Союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения), способствуют обеспечению более высокого уровня благосостояния государств и народов, находящихся на территории Союза.

Для оптимизации диалога представителей бизнеса и ЕЭК, а также унификации законодательства ЕАЭС Департамент развития предпринимательской деятельности создает консультативные и совещательные органы (Приложение № 1 к Договору ЕАЭС, п. 7), в состав которых входят представители общественных бизнес- объединений разных стран. Инструментом их взаимодействия является механизм оценки регулирующего воздействия проектов решений ЕЭК.

«Что такое ОРВ»

Суть института оценки регулирующего воздействия заключается в проведении глубокого анализа проектов нормативных правовых актов в целях устранения пробелов и нецелесообразных решений до принятия Комиссией.

Под регулированием понимается принятие решения Комиссии, имеющего нормативно-правовой характер, обязательного для исполнения и входящего в право Союза.

Под воздействием понимается положительный или отрицательный эффект регулирования, включающий как эффекты, которые могут быть оценены в денежном выражении, так и эффекты, которые невозможно подвергнуть денежной оценке.

Сама процедура ОРВ направлена на выявление в проектах актов положений, которые:

вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствуют их выведению;

выявляют необоснованные расходы субъектов предпринимательской деятельности, создающих барьеры для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на территории Союза.

Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., вступивший в силу с 1 января 2015 г., выводит взаимодействие Комиссии с бизнес-сообществами стран-членов Союза на более высокий уровень, поскольку увеличиваются и расширяются наднациональные регулятивные полномочия Комиссии.

«Что дает нам ОРВ»

Основной задачей внедрения ОРВ является создание благоприятного климата между бизнес-сообществом и государствами-участниками для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности и направлено:

на обеспечение участия представителей бизнес-сообществ в разработке и принятии НПА, обеспечение учета их мнения как экспертов;

техническое регулирование, санитарные, фитосанитарные и ветеринарные меры;

таможенно-тарифное нетарифное регулирование, торговую политику;

•таможенное законодательство и инфраструктуру;

•транспорт и инфраструктуру;

антимонопольное регулирование;

промышленность и агропромышленный комплекс;

интеграцию и макроэкономику.

Основной задачей является поиск наиболее сбалансированного решения. Данный поиск осуществляется в рамках единого правового поля всех государств на основе решений органов Союза в рамках его полномочий и с соблюдением единых правил конкуренции (Протокол об общих принципах и правилах конкуренции. Приложение № 19 к Договору о Союзе).

«Стадии проведения ОРВ»

В институт оценки регулирующего воздействия входят две части:

текущая оценка - разработка проекта решения Комиссии, составление информационно-аналитической справки о последствиях влияния проекта решения Комиссии на условия ведения предпринимательской деятельности (далее - информационно-аналитическая справка) и опросного листа для проведения публичного обсуждения проекта решения Комиссии (далее - опросный лист), а также их публичное обсуждение (заполнение);

итоговая оценка - подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия.

Процедура регулирования ОРВ представляет собой публичное обсуждение прилагаемого проекта с субъектами предпринимательской деятельности и иными заинтересованными лицами на официальном интернет-портале Комиссии и Союза.

Транспарентность (открытость) ОРВ обеспечивается Комиссией по 5 направлениям:

размещение на официальном сайте Союза проектов решений Комиссии, информационно-аналитических справок, опросных листов и заключений об оценке регулирующего воздействия;

доступ всех заинтересованных лиц к размещенным на официальном сайте Союза проектам решений Комиссии, информационно-аналитическим справкам, опросным листам и заключениям об оценке регулирующего воздействия;

возможность направления с использованием официального сайта Союза всеми заинтересованными лицами замечаний и предложений к проектам решений Комиссии и информационно-аналитическим справкам, а также заполнения опросных листов;

размещение на официальном сайте Союза сводной информации о направленных заинтересованными лицами замечаниях и предложениях;

5) информирование на официальном сайте Союза заинтересованных лиц об учете замечаний и предложений и (или) об основаниях их отклонения.

Процедура подготовки заключения ОРВ и влияние ее на принятие проекта акта Комиссией:

подготавливается уведомление о разработке проекта (не позднее 5 рабочих дней);

размещается на официальном сайте ЕЭК (3 рабочих дня);

направляется извещение о направлении уведомления, которым занимается Департамент развития предпринимательской деятельности. Важным является то, что 2-я и 3-я процедуры занимают не менее 15 календарных дней;

получение предложений (не более 15 календарных дней);

рассмотрение предложений и подготовка сводной информации.

По результатам рассмотрения предложений, поступивших в ходе проведения публичного обсуждения проекта, департамент может принять мотивировочное решение об отказе, тогда:

происходит отказ от дальнейшей разработки проекта (не позднее 5 рабочих дней) и размещение его на официальном сайте ЕЭК;

направляется извещение департаменту-разработчику и членам рабочей группы со дня подписания (не позднее 3 рабочих дней).

Если отказа не произошло, то:

департамент-разработчик дорабатывает информационно-аналитическую справку и при необходимости проект решения Комиссии;

в информационно-аналитической справке приводятся сведения об учете при доработке проекта, т.е. замечания и основания их отказа;

доработанный проект решения Комиссии и информационно-аналитическая справка размещаются на официальном сайте Комиссии и Союза.

Таким образом, ОРВ посредством открытости и прозрачности диалога контролирует и влияет на принятие решений ЕЭК, которая приходит к балансу путем максимальной интеграции с бизнес-сообществом. ОРВ формировалась на опыте Европейского союза и Российской Федерации, но она имеет иной стратегический характер. В отличие от Евросоюза ОРВ фокусирует свое внимание на предпринимательской активности с использованием практик Таможенного союза и Единого экономического пространства.


Н.В. Дацкевич, студент ЭФ НГУ Научный руководитель - канд. юрид. наук А.Б. Дидикин





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ