СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Идея свободы личности в политико-правовом учении б.н.чичерина


Либеральная идеология, основные принципы которой были сформулированы в период европейских буржуазных революций, исходит из верховенства прав и свобод личности. В России большой вклад в разработку идеи свободы личности во второй половине XIX в. вносит выдающийся либеральный правовед Б.Н. Чичерин, который в своих трудах особое внимание уделяет защите человека от поглощения обществом и государством.

Как полагает Б.Н. Чичерин, свобода личности разделяется на внешнюю и внутреннюю. Первая характеризует правовое состояние личности в государстве, при котором границы дозволенного поведения одного человека не противоречат свободе остальных. Вторая представляет собой духовное, нравственное состояние личности, при котором человек в любых обстоятельствах волен выбирать то, что для него является приемлемым. При этом автор считает, что внешняя свобода едина с внутренним человеческим миром и исключительно юридическое право не способно сделать человека независимым в государстве с любой формой правления.

Рассматривая положение личности в обществе, Б.Н. Чичерин подчеркивает, что человек по своей природе социален и находится в постоянном столкновении с другими людьми, каждый из которых стремится расширить сферу своей свободы. По этой причине, считает автор, в государстве присутствует два противоположных элемента: духовная природа личности, состоящая в свободе, и общественное начало, выражающееся в законе. При этом цель последнего Б.Н. Чичерин видит в ограничении человеческой независимости. На основе этой мысли автор рассматривает отношение закона к свободе, а также трактует право и нравственность в качестве самостоятельных областей свободы личности.

Развивая положение о существовании внутренней и внешней свободы, Б.Н. Чичерин приходит к мысли, что высшая связь между ними выражается в органических союзах: семье, гражданском обществе, церкви и государстве. Автор обращает внимание, что в подобных союзах свобода проявляет общественный характер, определяя отношение членов к тому институту, к которому они принадлежат, их долю участия в общих решениях. Результатом сосуществования внешней и внутренней свобод Б.Н. Чичерин считает политическую свободу, которая выражается в праве лица на участие в принятии общих решений, а эффективную реализацию данного права видит в функционировании представительных учреждений государства.

Идея свободы личности в политико-правовом учении Б.Н. Чичерина носит краеугольный характер. Автор считает, что для познания сущности государственных и правовых явлений необходимо знать аспекты человеческой свободы. В связи с этим он разделяет понятие внутренней и внешней свободы, рассматривает соотношение свободы и закона, а также указывает на самостоятельность права и нравственности в качестве регуляторов общественных отношений. Автор полагает, что свобода личности может проявляться посредством участия граждан в государственных представительных учреждениях. Таким образом, можно отметить, что учение о свободе личности Б.Н. Чичерина стало теоретическим источником для последующих разработок теории народного суверенитета в России.


А. Н. Язов, адъюнкт ОмА МВД России Научный руководитель - д-р юрид. наук, доцент Т.Е. Грязнова





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ