СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Прокурорский надзор за законностью правовых актов органов местного самоуправления


Реализация современной конституционной модели местного самоуправления в России, в том числе и в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , невозможна без соблюдения основополагающего принципа законности, пронизывающего систему публичной власти на всех уровнях, включая муниципальный. Законность является одной из конституционных гарантий местного самоуправления, поэтому ее обеспечение в деятельности муниципальных органов власти является важной задачей как органов государственной власти, так и местного самоуправления.

Неотъемлемый атрибут любого государства - надзор и контроль за соблюдением издаваемых в нем законов. В Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» определены предмет и основные параметры такой прокурорской деятельности. Прокурорский надзор имеет несколько направлений, одним из которых является надзор за соответствием законам издаваемых органами местного самоуправления правовых актов.

Учитывая значимость указанного направления деятельности прокуратуры, Генеральный прокурор в отраслевом приказе от 20 мая 1996 г. № 30 «Об организации

прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» относит прокурорский надзор за законностью правовых актов органов местного самоуправления к числу приоритетных направлений надзорной деятельности и нацеливает подчиненных прокуроров на периодические проверки независимо от наличия сведений о нарушении закона.

Статьей 7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор района (города), его заместитель, а по их поручению другие прокурорские работники вправе присутствовать на заседании представительных и исполнительных органов муниципального образования. При обсуждении проекта прокурор обязан высказать свои замечания относительно законности акта, на это следует обратить внимание представительного органа, главы муниципального образования, назвать конкретный закон, который может быть нарушен, напомнить о вредных последствиях, которые могут наступить.

Следует отметить, что законом не установлена обязанность муниципального органа направлять свои акты на проверку в прокуратуру, поэтому прокурорам приходится решать такие вопросы по договоренности с руководителями представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Однако руководители многих муниципальных органов уклоняются от процедуры такой проверки, что порождает противоречие принимаемых актов региональному и федеральному законодательству и нарушение конституционных прав граждан.

Подобных ошибок можно было бы избежать. В последние годы во многих регионах России получает распространение практика включения органов прокуратуры в число обязательных адресатов, которым направляются для проверки муниципальные акты. Однако Федеральный закон № 131-ФЗ не содержит подобной нормы. Следовало бы, например, в вышеуказанный закон внести изменения, дополнив п. 2

ч. 3 ст. 43 обязательностью направления в органы прокуратуры проектов правовых актов органов местного самоуправления, особенно тех, которые рассчитаны на длительный период действия и большой круг субъектов. Это позволит избежать затрат, как временных, так и бюджетных. После вмешательства органов прокуратуры подавляющее большинство правовых актов приведено в соответствие с законом, а виновные лица привлечены к дисциплинарной или административной ответственности.

Однако, несмотря на указанные положительные стороны прокурорского надзора, в рамках данной статьи хочется остановиться и на некоторых недостатках законодательства. В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре РФ» при осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступивших в органы прокуратуры жалоб граждан. Однако в ряде приказов Генеральной прокуратуры надзор должен осуществляться независимо от наличия информации о нарушении законов. Необходимо закрепить в Законе «О прокуратуре» право прокурора осуществлять надзор без наличия информации о нарушении закона.


А.Н. Берглезов, ассистент СибУПК Научный руководитель - ст. преподаватель Н.В. Козлова





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ