СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Саморегулирование: административно-правовой аспект


Саморегулирование и саморегулируемые организации (далее - СРО) - относительно новые категория для отечественной науки и практики. Пройдя долгий период возникновения и становления в мировой практике, саморегулирование и СРО оформились в начале новейшего времени. В России эти категории окончательно сформировались недавно. В настоящее время в отечественном законодательстве закреплено следующее определение: саморегулирование - самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

В науке также соглашаются с тем, что саморегулирование следует понимать в качестве деятельности. Особый интерес представляет её содержание. Из ст. 2 указанного закона следует, что эта категория имеет два аспекта: разработку и 'установление стандартов и правил деятельности, осуществление контроля за соблюдением требований стандартов и правил. Кроме того, установлена возможность применения мер воздействия к нарушителям правил деятельности, что также необходимо относить к содержанию.

Эти характеристики позволяют вести речь о взаимодействии саморегулирования и государственного регулирования. Однако обратим внимание, что согласно одной из существующих тенденций в праве категорично отнести те или иные правовые явления к частно- или публично-правовым представляется затруднительным. В этой связи важно отметить двуединый характер саморегулирования, т.е. гражданско-правовой и административно-правовой.

В интересах настоящего исследования обратим внимание на административно-правовой аспект. Осуществление СРО контроля за соблюдением правил своими членами и применение мер воздействия к нарушителям, т.е. упомянутое ранее содержание саморегулирования, есть не что иное, как проявление отношений власти и подчинения (на подобную черту в одной из своих работ указывает Ю.А. Тихомиров ). Кроме того, саморегулирование обращается к публичному праву для определения своих границ регулирования.

Саморегулирование и СРО обладают публичной значимостью. Ослабляя прямое воздействие государства на рыночные процессы, они осуществляют социально полезные задачи и снижают саму «себестоимость» государственного регулирования, а также составляют более эффективный механизм по сравнению с государственным контролем.

Говоря о СРО, следует различать приобретение их статуса в обязательном и добровольном порядке. Обязательный порядок некоторые авторы также называют делегированным. Такое положение вещей отражает публично-правовую сторону саморегулирования, в то время как добровольный порядок приобретения статуса СРО характеризует саморегулирование в частноправовом аспекте.

Таким образом, саморегулирование как деятельность с особым содержанием и особым назначением обладает публично-правовыми, административными характеристиками. В этой связи оно может составить альтернативу государственным механизмам регулирования, контролю и надзору, что особенно значимо в контексте рыночной экономики. Кроме того, оно позволяет повысить эффективность регулирования рыночных процессов, снизив при этом затраты на последнее. Вместе с тем, являясь таковым, оно приобретает такое же значение, а именно, способность обеспечивать законность и правопорядок. Это особенно важно, если обратиться к высказыванию Ф. Хайека, который отмечает, что «склонность современных правительств ставить под контроль все общие интересы грозит разрушением духа подлинной гражданственности; и в итоге все большее число людей отворачиваются от общественной жизни» .


Т.М. Нигматулин, студент ЮИ ТГУ Научный руководитель - канд. юрид. наук, доцент С.В. Ведяшкин





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ