СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Пробелы в праве и причины их возникновения


Пробелы в праве присущи любой правовой системе, в том числе и российской. В результате пробелов ухудшается качество принятых нормативно-правовых актов, что влечет несовершенство законодательства и снижение уровня правового регулирования.

В русском языке слово «пробел» имеет два значения. В прямом смысле пробел определяется как пустое, незаполненное место, пропуск (например, в печатном тексте), в переносном - как упущение, недостаток. В переносном смысле употребление термина «пробел» можно встретить у В.И. Ленина: «К чему говорить «дефекты», когда можно сказать недочеты или недостатки или пробелы», - писал он в заметке «Об очистке русского языка» .

Существующие в отечественной научной литературе взгляды условно можно разграничить на два подхода к определению рассматриваемого явления. Сторонник так называемого «узкого» подхода П.Е. Недбайло пишет, что «пробел в праве - это фактический пробел в законодательстве в смысле отсутствия конкретной правовой нормы для разрешения определенных случаев, находящихся в сфере воздействия права» . В свою очередь, в широком смысле под пробелом в праве понимается «полное или частичное отсутствие нормативных установлений, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел, основными принципами, политикой, смыслом и содержанием действующего законодательства» . Также можно выделить более «умеренную» позицию, согласно которой пробелом в праве является полное или частичное отсутствие правовых норм, необходимых для юридической оценки спора, возникшего или способного возникнуть в сфере общественных отношений, которые лежат в сфере возможного и необходимого регулирования правом.

По моему мнению, пробелы представляют собой существование незаполненного законодательной материей пространства, «пропуски», которые в принципе нежелательны и говорят о недостатках правовой системы, но «они объективно возможны, а в некоторых случаях неизбежны» . Так или иначе, необходимо определить причины возникновения пробелов, чтобы стараться их устранить.

Выделяют объективные - «неизбежное отставание законодательства от более динамично развивающихся общественных отношений» - и субъективные причины, т.е. упущения законодателя, среди которых: недосмотр; отсылка к актам, которые не приняты; неурегулированность порядка применения закона и намеренные упущения.

Объективные причины обусловлены появлением новых общественных отношений в условиях трансформации политической, экономической и социальной жизни страны. Субъективные причины связаны с низким уровнем законотворческой культуры, нарушением логики языкового изложения, игнорированием правил русского языка и неправильным использованием соответствующих понятий.

Стоит заметить, что законодатель каждого государства должен стремиться к сведению к минимуму субъективных причин, тем самым способствуя усовершенствованию правовой системы государства. Ведь, как справедливо заметил Жан-Жак Руссо, «мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества» .


А.А. Велекжанина, студентка ЮИ ТГУ Научный руководитель - канд. юрид. наук, доцент В.В. Тихонова





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ