СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Организация полицейского надзора за ссыльными нарымского края в конце xix - начале xx в.


В современном российском законодательстве под административным надзором понимается система мер наблюдения за некоторыми категориями осужденных, осуществляемая органами внутренних дел в целях предупреждения совершения новых преступлений и других правонарушений, обеспечения необходимого профилактического воздействия. В конце XIX - начале XX в. в Российской империи существовал аналогичный институт. В тот период полицейский надзор учреждался над лицами, вредными для общественного спокойствия, как мера предупреждения преступных деяний против существующего государственного порядка. Одной из таких категорий являлись высланные в административном порядке в отдаленные губернии.

В Томской губернии местом ссылки стал Нарымский край в северной части Томского уезда (округа), на границе с Тобольской и Енисейской губерниями. По количеству ссыльных он находился на третьем месте после Вятской и Архангельской губерний: только в 1908 г. в Нарым было выслано 1 248 человек. Среди ссыльных в рассматриваемый период встречались народники, революционеры - представители различных политических партий. Значительную часть (44,2 %, по подсчетам А. Ларского ) от общего числа политических ссыльных в Нарымском крае составляли поляки: участники восстания 1863-1864 гг., члены нелегальных политических партий и «преступных организаций» .

После вынесения решения Особого совещания при Министерстве внутренних дел о высылке об этом уведомлялся начальник той губернии, в которой должен был осуществляться полицейский надзор. По прибытии лица в назначенное место уездный исправник сообщал губернатору и начальнику жандармского управления о том, что «надзор за ним учредил», а в уездном полицейском управлении заводилось особое дело на каждого ссыльного.

Поднадзорный прикреплялся к исполнительному чину полиции, которому передавались имеющиеся на прибывшего документы. Так, наблюдение за высланным под гласный надзор полиции и прибывшим в Нарым в июле 1912 г. И.В. Джугашвили (Сталиным) было поручено старшему полицейскому надзирателю 5-го стана Томского уезда Титкову.

За нарушение правил надзора виновные могли быть подвергнуты аресту. В свою очередь, поднадзорные могли направлять жалобы на «дерзкое обращение с ними и оскорбление со стороны чинов местной полиции», на основании которых Департамент полиции обязан был проводить расследования.

С 1882 г., когда было принято Положение о полицейском надзоре, мероприятия по его реализации проводились общей полицией. В 1904 г. в соответствии с циркуляром министра внутренних дел В.К. Плеве эти функции были возложены на жандармские управления и охранные отделения.

Несмотря на передачу функций надзора органам политической полиции, принимаемые меры в стремительно меняющихся общественно-политических условиях оказывались недостаточными. Только в 1907 г. из Нарымской ссылки бежали 130 человек, в разное время совершили побеги революционеры, позже ставшие крупными государственными деятелями: В.В. Куйбышев, А.И. Рыков, Я.М. Свердлов, И.В. Джугашвили (Сталин), которые продолжили антиправительственную деятельность.


В.М. Антропов, адъюнкт БЮИ МВД России Научный руководитель - д-р ист. наук, доцент А.В. Старцев





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ