СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Порядок работы государственной думы российской империи


Порядок работы Государственной думы всех созывов определялся Учреждением Государственной думы, введенным высочайшим указом от 20 февраля 1906 г., и Наказом. Важнейшим источником формирования данных документов и, соответственно, отечественной парламентской процедуры являлись традиции европейских законодательных собраний (прежде всего, регламенты палаты депутатов Франции).

Идея разработки специального акта, регламентирующего определенные парламентские процедуры, возникла на втором заседании Государственной думы первого созыва, в связи с чем 30 апреля 1906 г. (на втором заседании) была основана Особая комиссия по выработке Наказа. Разработанный комиссией вариант Наказа включал в себя, в частности, такие значимые процедуры, как открытие собраний, проверка правильности избрания ее членов, избрание должностных лиц Думы, формирование комиссий и отделов.

После принятия Наказа он был направлен в Сенат, так как подлежал обязательному опубликованию. Следует сказать, что уже на этом этапе проявилась отечественная парламентская процедура, поскольку это правило противоречило западноевропейским традициям, которые допускали принятие регламентов палат парламента без какого-либо вмешательства извне. Сенат в своем решении отказал в публикации Наказа, сославшись на противоречие его статей Учреждению.

II Государственная дума в своей работе руководствовалась этим же вариантом, но вместе с тем возложила на специальную комиссию полномочия по подготовке пересмотра и составления полного текста Наказа. Однако существенных результатов деятельность комиссии в период второго созыва Думы не достигла, Наказ так и не был опубликован, что придавало бы ему юридической силы.

Полный текст Наказа был разработан комиссией в период Государственной думы третьего созыва, утвержденный 2 июня 1909 г. общим собранием в окончательном варианте. Однако Сенат в очередной раз усмотрел в его статьях противоречия закону и не нашел оснований для опубликования.

Комиссией по Наказу Государственной думы четвертого созыва были пересмотрены спорные параграфы и положения, однако Сенат оставался непререкаем в отношении даже обновленного документа.

На наш взгляд, основные причины того, что Наказ за весь думский период так и не был опубликован, сводятся к следующему:

Признание ряда статей Наказа несоответствующими действующим законам, несмотря на незначительность противоречий.

Усложненная процедура принятия, ограниченного по кругу лиц нормативноправового акта, действие которого должно быть направлено на парламентариев, поскольку придание юридической силы данному Наказу требовало не только опубликования, но и одобрения Государственным Советом и утверждения Императором.

Намеренное толкование законов о правах Думы не в интересах парламента, поскольку нормативно-урегулированные процедуры деятельности Государственной думы могли предоставить широкий круг полномочий ее участникам, придав еще больший вес и авторитетность данному органу в решении государственных вопросов, а «дисбалансировка» действий двух ветвей власти приводила к перманентным конфликтам между ними, которые, как правило, разрешались волевыми (хотя и с соблюдением норм Основных законов 1906 г.) актами по роспуску Думы и внеправовыми методами (третьеиюньский государственный переворот).


Е.А. Боголюбов, студент КемГУ Научный руководитель - канд. юрид. наук, доцент А.В. Гаврилова





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ