СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Установление ограничений в сфере розничной продажи слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков


В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной социальной политики является пропаганда здорового образа жизни. Разработка мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции является одной из главных задач Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.

В соответствии с одобренной концепцией в Российской Федерации наблюдается ежегодное увеличение производства и продажи слабоалкогольных напитков, которые производятся с вкусовыми и тонизирующими добавками, присущими традиционным безалкогольным прохладительным напиткам, и выпускаются в красочной упаковке, зачастую содержащей привлекательные для молодежи наименования и символику. Сочетание этилового спирта и тонизирующих веществ (в частности, кофеина) в составе слабоалкогольных напитков ускоряет пристрастие населения, особенно молодежи, к алкогольной продукции. Потребление такой алкогольной продукции приводит к физиологической потребности ежедневного ее потребления.

Увеличение числа потребителей слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков, возможность их приобретения и употребления несовершеннолетними приводят к ухудшению здоровья населения, оказывают негативное воздействие на социальный климат, влияют на криминогенную обстановку.

Ряд регионов активно вступил в борьбу за улучшение здорового образа жизни молодого поколения. Около 20 субъектов Российской Федерации приняли закон, устанавливающий ограничения в сфере розничной продажи слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков. В числе таких субъектов: Краснодарский, Алтайский, Забайкальский, Ставропольский края, Ростовская, Белгородская, Вологодская, Астраханская, Ленинградская и Московская области.

В данный момент на территории Тоской области в Законодательной думе находится законопроект «Об энергетических напитках». Настоящим законопроектом предлагается установить ограничения розничной продажи для лиц несовершеннолетнего возраста, а также в определенных местах, а именно: в медицинских организациях; организациях, осуществляющих образовательную деятельность; физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях; в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием несовершеннолетних.

Законопроект «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков» имеет аналогичный характер в тех регионах, которые уже приняли данный закон. Однако, перенимая опыт коллег, законопроект в Томской области имеет ряд характерных особенностей, например в области терминологии. Конфликт зародился между законодательным (представительным) органом Краснодарского края и управлением ФАС по Краснодарскому краю. Противоречия заключались в том, что ФАС указала на то, что полномочиями по установлению ограничений в сфере розничной продажи безалкогольных и слабоалкогольных тонизирующих напитков субъекты РФ не наделены. Верховный Суд РФ в постановлении от 14 апреля 2012 г. отказал в иске ФАС и признал решение Законодательного собрания Краснодарского края действительным. Правомерность подобных ограничений подтверждена также иной судебной практикой (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.03.2014 № ВАС-17535/13, определение Верховного Суда Российской Федерации от № 59-АПГ14-6, определение Верховного Суда Российской Федерации от № 77-АПГ14-1).

Отдельного внимания заслуживает официальная позиция Общественной палаты Российской Федерации, которая 12 ноября 2014 г. провела слушание, на котором еще раз предложила полностью запретить реализацию спиртосодержащих энергетиков в России. Член ОП Павел Сычев обратил внимание на то, что инициатива о полном запрете алкогольной продукции не раз выносилась на федеральный уровень, но до сих пор так и не нашла поддержки. «Сначала нужно опробовать запреты на региональном уровне, - предложил Сычев, - и если такая практика покажет хорошие результаты, то инициативу вполне обоснованно можно выносить на федеральный уровень».

В последнее время юристы все чаще апеллируют на ненадобность подобного регионального закона, аргументируя это тем, что в настоящее время в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации находится на рассмотрении проект Федерального закона № 602024-6 «О внесении изменений в ст. 2 и 26 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Данным законопроектом вводится понятие «слабоалкогольные тонизирующие напитки» и запрещается их розничная продажа на территории всей страны. Многие исполнительные органы, ссылаясь на данный законопроект, считают, что закон об энергетиках будет противоречить федеральному законодательству. Однако введение такого федерального закона вносится на рассмотрение в Государственную думу не впервые, и пока данный опыт не увенчался успехом.

Рассматривая данные противоречия, следует отметить, что на территории Тоской области инициатива создания данного закона была поддержана не только законодательным органом, но и общественностью. В законопроекте учтены ошибки, допущенные субъектами, и сейчас создание предпосылок к подобным ограничениям на территории Томской области формирует здоровое и крепкое будущее не только в регионе, но и в стране.


Д.А. Козырева, студентка ЮИ ТГУ Научный руководитель - канд. юрид. наук, доцент С.В. Ведяшкин





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ