СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Виктимологический аспект преступного поведения лиц, получающих общее или среднее профессиональное образование


В представленной научной работе содержатся общие положения о виктимологическом аспекте преступности обучающихся, исследуются вопросы о том, какие категории граждан подвержены тому, чтобы стать жертвами преступлений обучающихся, а также особенности виктимизации самих обучающихся.

Ключевые слова: виктимность, обучающиеся, преступление, образование, преступность, профилактика преступности.

Говоря о виктимологическом аспекте преступности обучающихся (лиц, получающих общее или среднее профессиональное образование), необходимо напомнить, что под термином «виктимность» понимается склонность субъекта к такому поведению, которое значительно повышает шансы на совершение преступления в отношении него, т.е. склонность стать жертвой преступления. [2, с. 15]. Иными словами, в данном научном исследовании раскрываются вопросы о том, какие категории граждан подвержены тому, чтобы стать жертвами преступлений обучающихся, а также особенности виктимизации самих обучающихся.

В ходе научного исследования был проведен опрос 310 лиц, получающих общее и среднее профессиональное образование в Иркутской области. По мнению опрошенных, чаще всего жертвами преступлений, совершаемых обучающимися, становятся: «малолетние» (38% ответов); «престарелые» (38% ответов); «инвалиды» (15% ответов); «сверстники»

333

(9% ответов). Иными словами, опрошенные считают, что обучающиеся могут совершать преступления в отношении любой категории граждан. И с этим нельзя не согласиться. Такую категорию населения, как обучающиеся, совершившие преступление, составляют лица, достигшие возраста уголовной ответственности, т.е. достигшие 14 лет. Как правило, у подростков (в первую очередь у мальчиков) к этому возрасту начинают отчетливо конструироваться мышцы туловища, уменьшается количество подкожножировой клетчатки, проистекает стремительный рост скелета и мышечной системы. Соответственно, обучающиеся в этом возрасте с физиологической точки зрения уже вполне могут совершить противоправное деяние не только в отношении ребят младшего возраста или сверстников, но и в отношении лиц старшего возраста. Соответственно, жертвами преступных посягательств со стороны обучающихся лиц могут стать все категории граждан.

Говоря о возможных жертвах преступлений, совершаемых обучающимися, необходимо отметить, что в настоящее время в России очень мало

статистических данных, отражающих социальную действительность о

188

жертвах преступных посягательств. В этой связи выводы о категориях пострадавших от преступлений обучающихся и, соответственно, конкретные предложения, ориентированные на снижение виктимности, могут быть в настоящее время только примерными.

Согласно статистике ежегодно от 100 до 200 тысяч детей становится жертвами преступлений, в результате которых около четырех тысяч детей

189

погибают либо получают тяжкий вред здоровью. В свою очередь согласно неофициальным данным около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно подвергаются насилию со стороны родителей, и нередко исходом такого домашнего насилия является смерть. [3] Разумеется, многие преступления, совершаемые в отношении малолетних, совершаются не только обучающимися. В то же время лица, получающие общее или среднее образование, вполне способны совершить преступление в отношении детей. Такая возможность обосновывается следующим.

Во-первых, физиологические и психологические особенности взрослых обучающихся (т.е. уже достигших возраста уголовной ответственности) дают им определенные преимущества перед малолетними (детьми до 10 лет). Такие обучающиеся, как правило, уже обладают более большим жизненным опытом, более крепкими физическими данными, более широкими навыками общения, наиболее интеллектуально развиты, вследствие чего они вполне могут совершить противоправное деяние (насильственного, корыстного, сексуального или иного характера) в отношении детей.

Во-вторых, дети возрастной категории до 10 лет, помимо всех иных возрастных особенностей, отличаются излишней доверчивостью. Уровень доверия ребенка к взрослым людям (например, к старшеклассникам) играет большую роль при формировании чувства безопасности. В определенной мере старшие школьники являются примером для младших. Однако излишняя доверчивость ребенка к обучающимся более старшего возраста может привести его к тому, что в отношении него будет совершено преступление (насилие, хищение, вымогательство и т.д.). В большинстве случаев дети, которые стали жертвами преступников, самостоятельно и добровольно следовали за ними, поддавшись на уговоры или приятные обещания, не зная их истинных целей. Поэтому преступления в отношении детей до 10 лет часто совершаются не в результате заранее спланированных и организованных действий, а в результате излишней доверчивости взрослым. [1, с. 57-61]

Продолжая научное исследование вопроса о жертвах преступности, обучающимся был задан вопрос: куда следует обратиться школьнику или студенту, пострадавшему в результате преступной деятельности? Получен следующий результат: «в полицию» - 54% ответов; «к друзьям» - 18% ответов; «к психологу» - 14% ответов; «к родителям» - 8% ответов; «на телефон доверия» - 6% ответов.

Исходя из полученных результатов, можно сделать определенные выводы.

Во-первых, в большинстве случае пострадавшие обучающиеся обращаются (или обратятся) за помощью в полицию. Такой ответ опрошенных школьников является вполне предсказуемым. Предназначение правоохранительных органов заключается в том, чтобы оберегать граждан от правонарушений, разыскивать преступников и наказывать виновных. В целях достижения социальной справедливости и привлечения правонарушителей к ответственности обучающиеся-потерпевшие обращаются в полицию, суд, прокуратуру и иные государственные органы.

Во-вторых, другая значительная часть опрошенных в случае совершения в отношении них преступления обратились бы за помощью к друзьям, т.е. постарались бы разрешить сложившуюся ситуацию самостоятельно, без вмешательства посторонних лиц. Желание самостоятельно урегулировать конфликт подтверждается также незначительной долей лиц, которые обратились бы за помощью к родителям или другим взрослым членам семьи, несмотря на то, что именно от родителей следовало бы ожидать поддержки и понимания, рассчитывать на их опыт и на то, что родитель решит их проблему.

С одной стороны, самостоятельность в разрешении собственных проблем приветствуется и должна поддерживаться взрослыми. Ребенок учится справляться с жизненными трудностями, применять на практике свои навыки и умения при разрешении конфликтов. Однако с другой стороны, преступление - это не рядовой конфликт, это опасное противоправное деяние, и помочь в данном случае могут только взрослые. Только компетентные правоохранительные органы могут привлечь лицо, виновное в совершении преступления, к ответственности, а значит, только они способны восстановить нарушенную социальную справедливость.

В то же время подобные ответы опрошенных обучающихся свидетельствуют о недоверии к работе сотрудников полиции, об уверенности в неэффективности деятельности правоохранительных органов и надежде только на собственные силы. Отчасти респонденты правы. Не всегда правоохранительные органы способны раскрыть совершенное преступление и привлечь виновного к ответственности. Данное положение подтверждается официальной статистикой, свидетельствующей о том, что, например, в 2013 году из всех зарегистрированных преступлений лишь 57% было раскрыто, оставшиеся 43% - это нераскрытые преступления.При столь пугающих цифрах трудно требовать от школьников проявлять доверие к органам полиции и суда. Соответственно, для того чтобы оказать профилактический эффект на преступность среди обучающихся, необходимо повышать качество и уровень работы сотрудников правоохранительных органов, борющихся с такой преступностью, стимулировать их к качественному выполнению своих профессиональных обязанностей.

В-третьих, немногие школьники и студенты обратились бы за помощью к психологу или сотрудникам службы «Телефон доверия», однако профессиональная психологическая помощь часто не только желательна, но и просто необходима пострадавшему. Нередко преступление, помимо причинения материального ущерба, может нанести жертве тяжелую психологическую травму, справиться с которой помогут психологи и врачи. В этой связи особо важную роль начинают играть школьные психологи и другие школьные работники, призванные помогать обучающимся разрешать возникающие между ними конфликты и оказывать им психологическую помощь.

Таким образом, в результате данного научного исследования были сделаны определенные выводы о виктимологической составляющей преступности обучающихся, которые дополняют и расширяют систему знаний о мерах обеспечения криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования. В дальнейшем при формировании необходимой научной базы полученные результаты могут быть использованы при профилактике преступности школьников и студентов.

Список использованной литературы:

Бабич Н. И. Психологические особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников / Н. И. Бабич // Вопросы психологии. - 1990. - № 2. - С. 57-61.

Иванова Л. М. Криминологическая характеристика корыстно-насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, и их предупреждение : автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Иванова Людмила Михайловна. - Иркутск, 2007. - 26 с.

Коновалова И. А. Виктимологическая стойкость как способ предупреждения преступлений несовершеннолетних [Электронный ресурс] / И. А. Коновалова // Вестник Московского государственного областного университета: электрон. научн. журн. - Режим доступа: www.evestnik-mgou.ru/Articles/Doc/180 (дата обращения: 01.07.2015)

Информация об авторе Гиниятуллина Екатерина Закариевна - аспирант кафедры уголовного права и криминологии. Иркутский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), (664011, г. Иркутск, ул. Некрасова, 4, email: ketrik6ATmail.ru)

УДК 343.24/29

ББК 67.408.023.


Е.З. Гиниятуллина, аспирантИркутский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ