СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Повышение эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства


Проблемы повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства являются актуальными в свете принятых в последнее время документов. В данной работе предпринята попытка анализа отдельных положений Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015-2020 годы) на основе положений трудового права и правоприменительной практики, в частности, использованы материалы работы государственной инспекции труда Иркутской области, а также рассмотрены проблемы регулирования отношений в сфере охраны труда.

Ключевые слова: соблюдение трудового законодательства, государственная инспекция труда, инспектирование, «модель санкций».

«Законодательство об охране труда, как и всё трудовое законодательство становится собранием благих пожеланий в случае отсутствия контроля и надзора за их соблюдением» [1, с. 877]

Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нор132

мы трудового права (2015-2020 годы) (далее - концепция) . В концепции отмечается необходимость комплексного решения проблем в сфере обеспечения соблюдения трудового законодательства, а также значимость и важность на современном этапе регулирования вопросов трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношений, которые охватывают значительную часть населения страны и являются приоритетными, включаются в программные и стратегические документы.

Среди основных задач концепцией определены следующие: обеспечение определенности, прозрачности и открытости федерального надзора в сфере труда;

формирование и пропаганда системы внутреннего контроля соблюдения работодателями требований трудового законодательства; создание условий для развития мотивации работодателей к соблюдению требований трудового законодательства, к улучшению условий труда работников; внедрение риск-ориентированных подходов к организации федерального надзора в сфере труда;

развитие потенциала федеральной инспекции труда при осуществлении федерального надзора в сфере труда; оптимизация процессов взаимодействия федеральной инспекции труда с работниками и работодателями.

Особая роль в решении вопросов в концепции отводится государственным органам, и в частности, деятельности федеральной инспекции труда. В Конвенции N 81 Международной организации труда" Об инспекции труда в промышленности и торговле" (принята в г. Женеве 11.07.1947 на 30-ой сессии Генеральной конференции МОТ) отмечается, что «число инспекторов труда должно быть достаточным для обеспечения эффективного осуществления функций инспекционной службы». Но, к сожалению, следует отметить, незначительное количество лиц, задействованных в решении приоритетных задач. Так, например, штатная численность должностных лиц государственной инспекции труда в Иркутской области, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля в 2014 году составляла всего 54 человека, из них 26 государственных правовых инспекторов труда и 28 государственных инспекторов по охране труда. На территории области работают 7 территориальных отделов в п. Усть- Ордынский, г. Братске, г. Усть-Куте, г. Тайшете, г. Зима, г. Черемхово, г. Бодайбо. Большая доля инспекторского состава размещена в городе Иркутске, где имеется 3 отдела по охране труда, 2 отдела госинспекторов труда по правовым вопросам.

Следующая практически значимая проблема - малый охват проверяемых инспекциями труда организаций. В соответствии с международными нормами необходимый охват проверками инспекции труда подконтрольных субъектов должен быть обеспечен на уровне 15-20 %. Так, В Иркутской области доля обследованных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в 2014 году составляет 3,5% (а в среднем по России 1,6%).

Всего в регионе действует 127485 работодателей, в том числе:

133

61336 индивидуальных предпринимателей и 66149 юридических лиц .

Одним из видов деятельности инспекции труда является работа с обратившимися к ним работниками. Контроль по жалобам, направлен на уже совершённое правонарушение. В статье 16 Конвенции N 81 Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» отмечается, что «предприятия инспектируются так часто и так тщательно, как это необходимо для обеспечения эффективного применения соответствующих законодательных положений». Но если нет обращений работников, следовательно, инспектирование и не осуществляется. Это и понятно, при таком соотношении количества организаций и работающих инспекторов труда нереально осуществлять какие-либо дополнительные тематические, адресные, комплексные и иные проверки, и тем более интенсивно работать по профилактике и предупреждению правонарушений.

В концепции предполагается, что результативное решение существующих проблем возможно только в условиях смещения акцента с действующей «модели санкций» на «модель соответствия», в основе которой лежат действия, ориентированные на предупреждение нарушений и происшествий.

По сути никакой «модели санкций» не существует. Государственные инспекторы чаще всего руководствуются двумя самыми работающими статьями 5.27 КоАП РФ и 5.27.1 КоАП РФ, содержащими общие формулировки, в соответствии с которыми за нарушение трудового законодательства виновные лица могут быть привлечены к ответственности. Нет конкретизации видов нарушений и соответствующих санкций за них. Хотя определённые небольшие шаги в этом направлении уже сделаны: частями

3 статьи 5.27 КоАП РФ урегулированы вопросы фактического допущения к работе ненадлежащим лицом; уклонения от оформления или ненадлежащего оформления трудового договора либо заключения гражданскоМатериалы о деятельности Государственной инспекции труда в Иркутской области /годуgit38.rosltrud.ru/informatsiya_o_gosudarsltvennoy_inspektsii_truda/правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. На наш взгляд, определённость, прозрачность и понятность в вопросе требований трудового права и последствий их несоблюдения должна быть отражена в КоАП РФ виде санкций за определённые правонарушения.

В концепции предусмотрено формирование общедоступного исчерпывающего перечня обязательных требований трудового законодательства, соблюдение которых проверяется в ходе надзорных мероприятий.

При инспектировании в каждом конкретном случае инспекторы по труду сами определяют степень вины работодателя. При этом следует помнить и о субъективном факторе. Многое зависит от уровня образования и профессионализма инспекторов труда, от их нравственных установок и отношения к службе. Отсутствие достойной заработной платы, текучка кадров влияет на качество инспектирования и на отношение граждан к системе государственных органов.

Зачастую работодатели не воспринимают правильно и грамотно содержание трудоправовых норм или вообще игнорируют необходимость соблюдения норм трудового права. Причинами нарушений трудового законодательства является правовой нигилизм, безграмотность, злоупотребление правом, а также пробелы, нестыковки в законодательстве, несоответствие норм подзаконных актов закону и другие.

Реализация цели обеспечения соблюдения трудового законодательства требует глубинных, коренных изменений в сознании людей, уважения человека труда вне зависимости от его пола, возраста, образования, социального статуса, должностного положения и других обстоятельств.

Большее внимание должно уделяться правовому образованию и воспитанию. Но, к сожалению, в последнее время прослеживается тенденция сокращения часов, отводимых на дисциплину «Трудовое право России».

Внедрение инновационных принципов, форм и методов надзора возможно при наличии квалифицированных кадров, их готовности решать сложнейшие задачи, обозначенные в концепции.

Список использованной литературы

Лушников А.М. Курс трудового права. Том 2 / А.М. Лушников, М.В. Лушни-кова. - М.: Проспект. 2004. - 877 с.

Информация об авторе

Красноярова Елена Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса. Иркутский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) (664011, г. Иркутск, ул. Некрасова, 4, e-mail: krasnoyarova.65ATmail.ru).

УДК 347.4/.5 ББК 67.404.2


Е.В. Красноярова, Иркутский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ