СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


О соотношении фирменного наименования и коммерческого обозначения


В статье раскрывается правовая природа фирменного наименования и коммерческого обозначения с точки зрения российского законодательства и концепций отечественной юридической науки. Высказываются некоторые предложения по совершенствованию законодательства.

Ключевые слова: фирменное наименование; коммерческое обозначение; средства индивидуализации; интеллектуальная собственность.

С принятием части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)законодатель в числе средств индивидуализации закрепил, в том числе, фирменное наименование и коммерческое обозначение. По своей правовой природе они совершенно различны, но, тем не менее, на практике возникает большое количество проблем, связанных с их использованием.

Связано это, прежде всего, с неправильным переводом международных правовых актов, касающихся интеллектуальной собственности. Как известно, в этой области существует два основных документа - Парижская

127

конвенция об охране промышленной собственности и Стокгольмская

128

конвенция об учреждении ВОИС . Так, например, Е. Кондратьева отмечает, что в этих двух документах речь идет всего лишь о коммерческом обозначении [3, с. 19]. Д. А. Шишкин пишет, что в этих конвенциях «... не упоминаются понимаемые во французском, английском и американском праве как аналог нашего фирменного наименования термины «denominationsociale», «company’sname» или «corporatename». То есть нормы конвенций имеют предметом своего внимания только коммерческие обозначения, что опять же ставит вопрос о правильности употребления в российском тексте конвенций понятия «фирменное наименование.» [9, с. 6-7].

Не было единообразного подхода к рассматриваемым понятиям как в дореволюционное время, так и в советский период. Ярким примером служат труды Г. Ф. Шершеневича [см., например, 7, с.188] и И. А. Каминки [2,

129

с. 183-191], а также Гражданский кодекс РСФСР и принятое в 1927 году Положение о фирме.

Современное гражданское законодательство, как уже отмечалось, разграничивает фирменное наименование и коммерческое обозначение, а также сферу их действия и применения по ряду критериев.

Во-первых: ГК РФ дает право использовать фирменное наименование только коммерческим организациям, при этом оно может индивидуализировать только одно юридическое лицо как субъект права. Перечень субъектов, имеющих право на использование коммерческого обозначения, намного шире - это юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели. В отличие от фирменного наименования, коммерческое обозначение индивидуализирует исключительно предприятие как имущественный комплекс.

Во-вторых: фирменное наименование обязательно должно быть указано в учредительных документах юридического лица и включено в ЕГ- РЮЛ при государственной регистрации организации. Коммерческие обозначения же не подлежат обязательному включению в учредительные документы и ЕГРЮЛ.

В-третьих: ГК РФ содержит требования, которым должно отвечать фирменное наименование. Если эти требования нарушены, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования. Для коммерческих обозначений таких требований не существует, следовательно, возникает вопрос - а должен ли правообладатель соблюдать указанные ограничения? Если да, то какой орган должен контролировать это? К сожалению, на этот вопрос законодатель не дает ответа.

В-четвертых: исключительное право на фирменное наименование возникает с момента государственной регистрации юридического лица. Момент возникновения исключительного права на коммерческое обозначение законодательно не определен. В науке относительно этого высказывается мнение, что таковым следует считать момент использования впервые коммерческого обозначения правообладателем для индивидуализации принадлежащих ему предприятий путем использования на вывесках, бланках, в счетах, иной документации, с момента объявления в рекламе, или помещения на товарах и их упаковках [6, с. 14]. При этом нужно учитывать, что при продаже предприятия право на коммерческое обозначение (если иное не предусмотрено договором) возникает у покупателя с момента перехода к нему права собственности на предприятие, то есть с момента государственной регистрации перехода права собственности на предприятие как объект недвижимости (п. 1 ст. 564 ГК РФ).

Тем не менее, не ясно как будет определяться момент первого использования коммерческого обозначения - кто будет за этим следить и как доказать, что именно это лицо первым использовало обозначение? Учитывая российский менталитет, надеяться на добросовестность субъектов предпринимательской деятельности не приходится. Поэтому этот вопрос также остается пока без ответа.

В-пятых: исключительное право на фирменное наименование прекращается в момент исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования. В отношении прекращения исключительного права на коммерческое обозначение п. 2 ст. 1540 ГК РФ установил, что оно прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года. Представляется естественным (не смотря на отсутствие закрепления в законе), что исключительное право на коммерческое обозначение также прекращается в случае передачи его вместе с предприятием при продаже последнего.

В-шестых: распоряжение исключительным правом на фирменное наименование не допускается. Исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу (в том числе в порядке универсального правопреемства) только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется. Чаще всего оно передается по договору продажи предприятия, договору коммерческой концессии или договору аренды предприятия. Если коммерческое обозначение используется правообладателем для индивидуализации нескольких предприятий, переход к другому лицу исключительного права на коммерческое обозначение в составе одного из предприятий лишает правообладателя права использования этого коммерческого обозначения для индивидуализации остальных его предприятий.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что существует достаточно много пробелов в законодательстве, касающихся коммерческого обозначения. Законодатель то ли не захотел, то ли не смог урегулировать обозначенные выше вопросы и проблемы. В связи с этим, думается, что будет целесообразным вообще исключить коммерческое обозначение из действующего законодательства. Чтобы не ущемлять права других субъектов предпринимательской деятельности необходимо расширить круг субъектов, имеющих право на использование фирменного наименования. Здесь стоит согласиться с позицией А. Б. Иванова, который предлагает наделить индивидуальных предпринимателей правом использовать фирменное наименование [1, с. 7, 20]. Таким образом, право на фирменное наименование будут иметь коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. В отношении некоммерческих организаций же следует применять только п. 1 ст. 4. Федерального закона «О некоммерческих организациях» — некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. Представляется, что наименования некоммерческой организации вполне достаточно для ее индивидуализации, тем более, что они создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных и иных целей, направленных на достижение общественных благ.

Список использованной литературы

Иванов А.Б. Фирменное наименование как средство индивидуализации субъектов предпринимательской деятельности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук.

М., 2010. - 33 с.

КаминкаА.И. Очерки торгового права. - М., 2002. - 547 с.

Кондратьева Е. Правовая природа фирменного наименования и коммерческого обозначения // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2009. - № 4. - С. 16-23.

Уруков В.Н., Урукова О.В. Соотношение права на фирменное наименование и права на коммерческое обозначение // Право и экономика. - 2007. - № 11. - С. 13-16.

Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права: Т. 1. - М., 2003. - 480 с.

Шишкин Д.А. Соотношение фирменного наименования и коммерческого обозначения // Российская юстиция. - 2008. - № 6. - С. 5-8.

Информация об авторе

Катрич Елена Викторовна - магистр юриспруденции, научный сотрудник отдела конституционного права. Институт законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского (664003, г. Иркутск, ул. Горького, д. 31)

УДК 341. 9 ББК 67. 930. 13


Е.В. Катрич, научный сотрудник Институт законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ