СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Проблемы законодательства о физической культуре, спорте и спортивной медицине


Статья посвящена законодательству о спортивной медицине, обеспечивающей охрану и укрепление здоровья населения средствами физической культуры и спорта. Выявлены проблемы ведомственной разобщенности, узости требований к лицензированию медицинской деятельности, причин недобросовестной конкуренции между различными видами медицинских организаций, договорных отношений с ними и др.

Ключевые слова: врачебная тайна; лицензирование; спорт; спортивная медицина; учреждения; физическая культура.

В XXI в. большое внимание уделяется развитию физической культуры и спорта в РФ. В сфере правового регулирования об этом свидетельствуют Федеральный закон от 04.12.2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - Закон о спорте), Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», утв. Постановлением Правительства РФ от

01.2006 г. №7, Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 г. №1101-р и др. акты.

Согласно ч. 2 ст. 41 Конституции РФ, в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта. В Классификаторе правовых актов, одобренном Указом Президента РФ от 15.03.2000 г. №511, выделена единая рубрика 140.000.000 Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм.

Несмотря на прямое указание на комплексный, межотраслевой характер правового регулирования отношений в сфере физической культуры и спорта, спортивной медицины сохраняются проблемы ведомственной разобщенности.

Яркий пример, свидетельствующий не просто об отсутствии комплексного обеспечения физической культуры и спорта, но и о спровоцированных неправильным регулированием фактических нарушениях и угрозе причинения вреда жизни и здоровью занимающихся физической культурой и спортом: Закон о спорте возлагает обязанность осуществлять обеспечение медицинской помощью участников физкультурных и (или) спортивных мероприятий на их организаторов (п.2 ст.39), а Федеральный закон от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», содержащий всего 4 упоминания о спорте, организацию медико-биологического и медицинского обеспечения спортсменов спортивных сборных команд относит к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья (подп.13 п.1 ст.14).

Министерство спорта РФ в Приказе от 24.10.2012 г. №325 «О методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в Российской Федерации» вводит для организаций, осуществляющих спортивную подготовку, ограничительное условие на осуществление медицинского обеспечения - наличие лицензии на право осуществления медицинской деятельности (п.9), - и делает ссылку на обязательный для штатных медицинских работников и/или врачебно-физкультурных диспансеров (отделений) Порядок оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 09.08.2010 г. №613н.

Но в Приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. №291, содержится обширный перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и подлежащих лицензированию. Наличие лицензии на одни из них еще не означает права на осуществление всего медицинского обеспечения спортсменов. Но это не препятствует наделению в том же Приказе №325 организаций, осуществляющих спортивную подготовку, правом устанавливать порядок, условия, нормы обеспечения лиц, проходящих спортивную подготовку, медицинскими, фармакологическими и восстановительными средствами (п.9). И никого не смущает, что, например, мануальный терапевт вряд ли разбирается в фармацевтике, допингах и психотропных веществах.

Следующая проблема. Номенклатура медицинских организаций, утв. Приказом Минздрава РФ от 6 августа 2013 г. №529н, по виду медицинской деятельности (Раздел I) выделяет врачебно-физкультурные диспансеры (п.1.11) и Центры лечебной физкультуры и спортивной медицины (п.1.17). Их функции на уровне правовых актов четко не разграничены.

С учетом специфики финансирования бюджетных учреждений (ст.ст.9.2, 24 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях", приказ Минфина РФ от 28.07.2010 г. №81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения»), в организационно-правовой форме которых обычно создаются государственные и муниципальные медицинскиеорганизации, возникает нездоровая конкуренция при получении государственных заданий. Тем более, что предмет задания (сопровождение подготовки спортсменов [выделено мной - Л.Д.]) относится к компетенции другого федерального органа исполнительной власти, нужды которого не входят в сферу интересов Минздрава РФ [см. подробнее 1].

Смежная с этим проблема - оформление оказания медицинских услуг в сфере спортивной медицины. Публичные договоры (на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях, без права отказа от их заключения) организации заключают с гражданами-потребителями. Самостоятельный выбор спортсменом медицинской организации может быть непрофессиональным, иногда даже продиктованным субъективными противоправными интересами (уклонение от полноценного обследования, возможного ограничения физических нагрузок и т.д.) и при современной организации информационных отношений будет создавать проблемы в оперативном получении объективной информации о состоянии его здоровья спортивными федерациями и т.п. заинтересованными лицами.

При заключении договора работодателем спортсмена плата за услуги устанавливается уже не органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, а медицинской организацией самостоятельно. При этом определить соответствие цены и качества услуг будет весьма проблематично.

Одной из серьезных проблем законодательства о спортивной медицине остается проблема низкого уровня нормативно-правового обеспечения процедуры медицинского допуска людей к занятиям физкультурой и массовым спортом.

Близка к ней проблема отсутствия медицинских критериев допуска спортсменов к соревнованиям по ряду видов спорта (например, есть критерии для допуска спортсменов к соревнованиям по альпинизму, но не к скалолазанию, а это разные виды спорта).

На уровне закона не решен однозначно вопрос о круге лиц, на которых не распространяется врачебная тайна в отношении результатов медицинского обследования спортсмена (Федеральный закон от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Закон о спорте, Федеральный закон от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных»).

Этот краткий обзор некоторых проблем законодательства о физической культуре, спорте и спортивной медицине свидетельствует, на взгляд автора, о необходимости комплексного правового регулирования и приведения в соответствие друг с другом правовых актов, относящихся к разным отраслям законодательства, но направленных на решение единой задачи - обеспечение здоровья населения средствами физической культуры и спорта под медицинским контролем.Список использованной литературы

Долинская В.В., Долинская Л.М. Правовые основы комплексного сопровождения подготовки спортсменов // Итоговый сборник Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Комплексное сопровождение подготовки высококвалифицированных спортсменов» / Минспорта РФ, Фед. науч. Центр физической культуры и спорта. - М.: ФНЦ ВНИИФК, 2013.

Информация об авторе Долинская Людмила Михайловна - Федеральный научно-клинический центр спортивной медицины и реабилитации ФМБА России, эксперт научно-практического журнала «Законы России: опыт, анализ, практика» (105043, г. Москва, а/я 31; 129085, Москва, а/я 131, LMDMLATyandex.ru)

УДК 347.67

ББК 67.404.5


Л.М. Долинская, Федеральный научно-клинический центр спортивной медицины и реабилитации ФМБА России,Научно-практический журнал «Законы России: опыт, анализ, практика»





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ