СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Правовые аспекты этнического туризма в российской федерации


В статье рассматриваются отдельные проблемы правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации, связанные с отсутствием в федеральном законодательстве понятия «этнический туризм». Анализируется сущность этнического туризма и его возможности для решения проблем коренных малочисленных народов и других этнических групп. Вносится ряд предложений по совершенствованию российского законодательства о туризме.

Ключевые слова: правовое регулирование туристской деятельности, этнический туризм, коренные малочисленные народы, законодательство о туризме.

Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах ту78

ристской деятельности в Российской Федерации» в статье 1 содержит в числе основных понятий характеристику некоторых видов туризма (Например, социальный, самодеятельный и другие). Но на практике можно говорить о значительно большем количестве видов туризма. Так, в рекомендациях Парламентских слушаний по туризму говорится о содействии развитию федерального законодательства в части регулирования отдельных видов туризма: сельского, этнического, спортивного и экстремального.

В контексте заявленной темы следует затронуть два взаимосвязанных вида туризма, которые не нашли пока отражения в федеральном законе: этнический и экологический.

В литературе даются различные определения этнического (этнографического) туризма и описываются его разновидности [2]. При этом, практически во всех источниках отмечается, что этнический туризм предусматривает посещение туристами поселений, в которых проживает опреОб основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 49. - Ст. 5491.

деленный этнос со своим традиционным укладом быта, специфической культурой, сохранившимися ритуалами и обычаями, элементами национальной кухни, а также народными праздниками и гуляньями.

Одним из направлений этнического туризма является так называемый «аборигенный туризм» - это этнический туризм с участием (вовлечением) представителей коренного населения [1]. Это направление туризма затрагивает и коренные малочисленные народы, и этнические группы и общности, не отнесенные к малочисленным, но имеющие свои традиции и особенности.

Аборигенный туризм достаточно широко распространен за рубежом, в частности, в Австралии, Перу, Таиланде и других государствах. При этом необходимо подчеркнуть, что вся прибыль, полученная от таких туров, остается в местном сообществе и расходуется на развитие образования, поддержание этнической самобытности и другие нужды местного населения

[2].

В России же элементы этнического туризма присутствуют во многих регионах в составе сформированного комплексного туристского продукта, но как самостоятельный вид туризма он пока не достаточно развит. Это связано, в том числе, с отсутствием нормативно-правовой базы для отдельных видов туризма в Российской Федерации.

Среди регионов РФ, практикующих этнический туризм и отдельные его элементы, можно назвать Республику Саха (Якутия), Ставропольский и Краснодарский края, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.

Представляется, что развитие этнического туризма позволит в большей степени решить проблему обеспечения прав местного населения, а также коренных малочисленных народов, которые являются одной из наименее социально, экономически и политически защищенных групп населения современного российского общества. Этнический и этно- экологический туризм в данном случае следует понимать как вид экономической деятельности самих коренных малочисленных народов, осуществляемый ими на территориях их традиционного природопользования.

При этом необходимо обязательное соблюдение ряда принципиальных условий:

Вовлечение коренного населения в туристскую деятельность на территории их проживания;

Обучение представителей коренных народов основам организации этнического туризма как вида предпринимательской деятельности. Подготовка квалифицированных специалистов в области этнического туризма, организация обучения гидов-экскурсоводов, проводников из числа местного населения;

Обеспечение получения финансовых средств от туристской деятельности местным населением для сохранения и развития экономики традиционного хозяйства, историко-культурного населения, устойчивого развития территорий их проживания;

Формирование туристского продукта с учетом охраны культурного наследия и мест проживания коренных малочисленных народов и иных этнических групп;

Создание федеральной нормативно-правовой базы, регламентирующей основные вопросы этнического туризма, а также развитие регионального нормотворчества в этой сфере.

Такие меры позволят, как представляется решить ряд проблем, среди которых: занятость местного населения, развитие экономики региона, содействие сохранению традиций и другие.

Между тем, говоря о преимуществах этнического туризма нельзя обойти вниманием и возможные риски. В данном случае следует подчеркнуть уже упоминавшуюся связь этнического и экологического туризма. Эта связь проявляется в том, что коренные народы, как правило, органично связаны с природной средой. Они проживают на определенных территориях, ведут традиционные виды хозяйства, зачастую существуют за счет различных промыслов. Непродуманный и неконтролируемый туризм на таких территориях, имеющий исключительной целью получение прибыли, может привести к необратимым последствиям для традиционной среды проживания и разрушить уникальные природные объекты, ухудшив при этом качество жизни коренных народов и снизив привлекательность туристского продукта.

Таким образом, при развитии этнического и экологического туризма в России необходима качественная нормативно-правовая база, взвешенная и научно-обоснованная государственная политика, учитывающая как экономические потребности коренных народов, так и заботу о сохранении природного и культурного наследия.

С учетом вышеизложенного, можно сформулировать ряд рекомендаций по совершенствованию законодательства:

Внести изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», касающиеся включения в статью 1 этнического и экологического туризма

Внести изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», касающиеся разграничения полномочий между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Эта мера позволит развивать региональное законодательство, в том числе в области этнического туризма, с учетом региональных и местных особенностей туристских ресурсов. В настоящее же время законодательство субъектов РФ в сфере туризма характеризуется неполнотой и декларативностью.

Внести изменения в Федеральный закон от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» : часть 2 статьи 8 дополнить пунктом 10 «принимать непосредственное участие в осуществлении туристской деятельности и развитии этнического туризма в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности».

Закрепить на законодательном уровне гарантии от нерационального использования уникальных природных и культурных туристских ресурсов. В частности, установить нормативы рекреационной нагрузки, закрепить практику экологических сборов и механизм их распределения. Эти меры позволят обеспечить права коренных малочисленных народов и различных этнических общностей при осуществлении туристской деятельности на территориях их проживания и традиционного природопользования.

Список использованной литературы

Курина В. Культурно-познавательные возможности этнического туризма [Электронный ресурс] // Все о туризме - туристическая библиотека. URL tourlib.net/statti_tourism/kurina.htm (датаобращения: 02.09.2015 г.)

Святоха Н.Ю., Филимонова И.Ю. Подходы к классификации этнического туризма // Вестник ОГУ. - 2014. - № 6 (167). - С. 179-183.

Информация об авторе

Шутова Валентина Николаевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права. Иркутский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (664011, Иркутск, ул. Некрасова, 4, e-mail: tinavATbk.ru)

О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 18. - Ст. 2208. СЕКЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО

ПРАВА

УДК 347.422 ББК 67.404


В.Н. Шутова, кандидат юридических наук Иркутский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции(РПА Минюста России)





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ