СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Задержание транспортных средств: поиск оптимальной модели


Проводится анализ последних изменений законодательства, регулирующего основания и порядок задержания транспортных средств. Выделяются основные проблемы, возникающие при применении задержания транспортных средств.

Ключевые слова: задержание транспортного средства, мера административного пресечения, мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, устранение допущенного нарушения.

С 1 июля 2012 года вступили в силу изменения в Кодекс Российской

Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в соответствии с которыми полномочиями по регулированию порядка перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, а также их хранения, оплаты расходов и возврат переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Именно с данного момента в Российской Федерации активизировалась работа должностных лиц органов ГИБДД по борьбе с нарушителями правил стоянки и остановки транспортных средств (далее - правила парковки) и начали функционировать т.н. «эвакуаторы». Однако возникшие на практике многочисленные проблемы, связанными с задержанием транспортных средств, порою перерастающие в острые конфликты, заставляют законодателя принимать адекватные меры по совершенствованию действующего порядка задержания транспортных средств. Поэтому за последний календарных год положения КоАП РФ, регулирующие основания и порядок задержаний транспортных средств, как минимум, три раза подвергались существенным изменениям. Таким образом, задачей настоящей статьи является анализ и оценка последних изменений в КоАП РФ, связанных с задержанием транспортных средств.

Во-первых, необходимо отметить, что с 15 ноября 2014 года закон больше не предусматривает возможности запрещения эксплуатации транспортного средства путем снятия государственных регистрационных знаков. Не смотря на широкую эффективность данной меры, законодатель счет возможным отказаться от нее в целях обеспечения реализации прав владельцев транспортных средств по изготовлению дубликатов государственных регистрационных знаков.

Во-вторых, с 8 августа 2015 года задержание транспортных средств за нарушение правил парковки, которое является самым распространенным основанием задержания транспортных средств, будет осуществляться по новым правилам. Теперь задерживать транспортные средства можно только в том случае, если одновременно с дорожным знаком, запрещающим остановку или стоянку транспортных средств установлен знак дополнительной информации о работе эвакуаторов в зоне действия запрещающих знаков.

Из этого следует, что не любое нарушение правил парковки влечет задержание транспортного средства. Так, отсутствие знака дополнительной информации о работе эвакуаторов является основанием для невозможности задержания транспортного средства. Очевидно, что данное изменение направленно на повышение информированности граждан о возможности задержания транспортных средств и, как следствие, повышение превенции совершения правонарушений.

Вместе с тем, из ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ следует, что задержание транспортного средства за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств (ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ) осуществляется только в части несоблюдения требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств.Таким образом, буквальное толкование указанного положения КоАП РФ позволяет сделать вывод, что если на проезжей части присутствует только дорожная разметка, запрещающая остановку или стоянку транспортных средств, а запрещающий дорожный знак отсутствует, а то даже при наличии знака дополнительной информации о работе эвакуаторов, правовые основания для задержания транспортных средств отсутствуют. Полагаю, что данное законодательное упущение нуждается в соответствующей доработке.

В-третьих, с 19 июня 2015 года начала действовать правовая норма, которая призвана разрешить один из наиболее спорных моментов, связанных с задержанием транспортных средств. Это ситуация, когда транспортное средство задержано и погружено на эвакуатор, но объявляется владелец транспортного средства. Данная ситуация зачастую способствует возникновению конфликтов между участниками процесса задержания транспортного средства. С одно стороны, выступает специализированная организация, которая заинтересована в получении компенсации за перемещение и хранение задержанных транспортных средств, с другой стороны, владельцы транспортных средств, которые желают устранить допущенное нарушение на месте и избежать задержания транспортного средства.

Следует отметить, что лишь в отдельных субъектах Российской Федерации обозначенная проблема разрешалась путем регулирования вопросов прекращения задержания транспортного средства при возможности устранения нарушения. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 3 закона Иркутской облас56

ти транспортное средство не подлежит перемещению на специализированную стоянку, если причина задержания может быть устранена до начала движения транспортного средства, осуществляющего перемещение задержанного транспортного средства. Теперь аналогичное правило получило свое закрепление в ч. 1.1 ст. 27.13 КоАП РФ, в соответствии с которой задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства при наличии двух условий: присутствие лица, которое может управлять данным транспортным средством и устранение причины задержания транспортного средства. В добавлении к этому отметим, что ч. 3 ст. 27.13 КоАП РФ была дополнена положением, в соответствии с которым должностные лица, составившие протокол о задержании транспортного средства присутствуют на месте задержания транспортного средства до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку. Данное положение было введено именно для обеспечения возможности прекращения задержания транспортного средства на случай явки владельца транспортного средства.

В заключении необходимо отметить, что обозначенные выше изменения в КоАП РФ, направленные на совершенствование порядка задержания транспортных средств, носят положительный характер и обусловлены сложившейся правоприменительной практикой. Вместе с тем следует признать, что неразрешенными остаются многие другие проблемы, возникающие в процессе задержания транспортных средств, которые также требуют внимания как со стороны законодателя, так и со стороны правоприменителя.

Информация об авторе

Роман Юрьевич Хертуев- кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник. Иркутский институт законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского (664003, г. Иркутск, ул. Горького, 31, rommmaaATlist.ru)

УДК 342.924 ББК 67.401


Р.Ю. Хертуев, кандидат юридических наук, Иркутский институт законодательства и правовойинформации им. М.М. Сперанского





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ