СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Правовая позиция конституционного суда российской федерации относительно исполнения постановлений европейского суда по правам человека: проблемы и перспективы


Анализируется проблема исполнения постановлений Европейского Суда по правам человека в связи с вынесением Конституционным Судом Российской Федерации Постановления № 21-П. Автор обращает внимание на ряд проблем, которые могут возникнуть в связи с применением данного постановления.

Ключевые слова: Европейский Суд по правам человека, исполнение постановлений, Конституционный Суд Российской Федерации, международные обязательства.

14 июля 2015 года произошло знаковое событие, которое может существенным образом повлиять на сложившуюся систему и практику исполнения постановлений Европейского Суда по правам человека, вынесенных против Российской Федерации: Конституционный Суд Российской Федерации вынес Постановление по делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы, № 21-П, в котором признал возможность неисполнения постановлений Европейского Суда.

Так, Конституционный Суд РФ в резолютивной части Постановления № 21-П, наделяет государственные органы, ответственные за обеспечение выполнения Россией международных договоров, правом обращения в Конституционный Суд РФ с запросом относительно исполнения постановления Европейского Суда по правам человека, если такое постановление, по их мнению, основано на противоречащем Конституции РФ толковании Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В том случае, если «Конституционный Суд Российской Федерации придет к выводу, что постановление Европейского Суда по правам человека, поскольку оно основано на Конвенции о защите прав человека и основных свобод в истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не может быть исполнено, такое постановление в этой части не подлежит исполнению».

Проблема исполнения постановлений Европейского Суда по правам человека Российской Федерацией существует с момента вынесения первых постановлений против России.

Многие специалисты отмечают проблему неисполнения либо частичного исполнения постановлений Европейского Суда. Россия до сих пор исправно выплачивала присужденные Страсбургским судом суммы компенсаций. В основном, невыполнение постановлений касается так называемых «требований общего характера», которые призывают Россию системно изменить ситуацию с нарушениями прав человека [3, с.24]. Эта проблема касается не только России, аналогичные замечания имеются у более чем 30 из 47 государств, входящих в Совет Европы. Прослеживается взаимосвязь: чем больше страна, тем больше против нее постановлений и тем более злостным неисполнителем она является [2, с. 137].

Тем не менее, несмотря на существующие проблемы с исполнением постановлений, в целом, Российская Федерация стремилась к диалогу с Европейским Судом по правам человека. Одним из примеров устранения системных нарушений, выявленных Европейским Судом по правам человека, а именно длительности исполнения судебных решений, может служить принятие Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».

Представляется, что вышеуказанное Постановление Конституционного Суда РФ № 21-П может войти в противоречие с международными обязательствами Российской Федерации по следующим основаниям.

Во-первых, Россия ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод в 1998 г. В соответствии со ст. 46 Конвенции Россия обязана исполнять окончательные постановления Суда, в которых она является стороной. На основании ст. 1 Федерального закона от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» Российская Федерация в соответствии со статьей 46 Конвенции признает ipsofacto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов.

Кроме того, в соответствии со ст. 27 Венской конвенции «О праве международных договоров» от 23.05.1969 г., государство не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невы53

полнения им договора ;

Во - вторых, основным принципом в работе Европейского суда по правам человека является принцип субсидиарности, то есть он не отменяет и не изменяет решения национальных судов, а лишь констатирует было или не было допущено государством нарушение Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Причем выбор способа устранения нарушений всегда остается за государством. Соответственно, постановления Европейского Суда по правам человека не могут угрожать государственному суверенитету;

В-третьих, конституционное право на защиту в межгосударственных органах (часть 3 статьи 46 Конституции Российской Федерации), прежде всего, обусловлено необходимостью соблюдения Россией принципа всеобщего уважения прав человека и основных свобод. Статья 17 Конституции Российской Федерации гласит: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права...».

Основные принципы современного международного права не могут быть отменены государствами ни индивидуально, ни коллективно. Следовательно, любые попытки не соблюдать принципы международного права недопустимы, так как наносят урон сохранению и поддержанию цивилизованных отношений между государствами [1, с.47]. Исходя из этого подхода, по мнению автора, и нужно оценивать исполнение постановлений Европейского Суда по правам человека;

В-четвертых, также необходимо учитывать то обстоятельство, что выборочное исполнение постановлений Европейского Суда, пусть и продиктованное благими намерениями, поставит под сомнение эффективность, да и саму возможность надлежащей защиты прав в межгосударственных органах, предусмотренную частью 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации, что будет являться нарушением конституционных прав заявителей. Подобная ситуация поставит заявителей в неравное положение из-за возможного последующего неисполнения решений.

На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: как будет применяться Постановление Конституционного Суда РФ № 21- П, видимо, покажет время. Однако, не хотелось бы, чтобы была подорвана основная идея европейского правосудия. Востребованность его для улучшения правовой ситуации во всех 47 государствах, признающих его юрисдикцию, очевидна [2, с.146].

Ведь, вынося постановление, Европейский Суд по правам человека привлекает внимание властей к наиболее уязвимым положениям нормативно-правовых актов и нарушениям в правоприменительной практике, указывает на необходимость приведения национального законодательства и правоприменительной процедуры в соответствие со стандартами Европейской конвенции по правам человека, что особенно актуально для нашего государства.

Список использованной литературы

Матвеева Т.Д. Международное право: Курс лекций. Издание третье, дополненное, стереотипное. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - 252 с.

Россия и Европейский Суд по правам человека: что дальше? // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание. - 2015. - № 3. - С. 136-146.

Рыкунов А. А. Исполнение решений Европейского суда по правам человека Россией и Францией: сравнительно-правовое исследование // Государство и право: теория и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, март 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 23-25.

Информация об авторе

Филатова Виктория Викторовна - кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права юридического факультета имени М.М. Сперанского. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (119571, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82, e-mail: victoria-vfATmail.ru).

УДК 342.9 ББК 67.401


В.В. Филатова, кандидат юридических наук Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ