СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Местное самоуправление или местное самоуправство: к вопросу о расстановке приоритетов для муниципального сообщества


Исходя из практики избирательного процесса, электоральное поведение население на муниципальных выборах мало активно. В сложившейся ситуации выдвинуто предположение, что подобная пассивность вызвана законодательным ограничением возможностей и полномочий населения по решению вопросов местного значения, особенно в части его участия в работе органов местного самоуправления. Сформулированы системные предложения по расширению доли участия населения в работе органов местного самоуправления.

Ключевые слова: местное самоуправление, местное сообщество, интересы населения, орган местного самоуправления, муниципальные выборы.

Конституция России в части второй статьи 3 устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В соответствии с этим, принципы демократии должны лежать в основе функционирования всех публично-правовых институтов, в том числе и местного самоуправления, так как именно местная власть непосредственно взаимодействует с населением.

Исходя из теории, местное самоуправление создается и осуществляется, в первую очередь, для решения населением вопросов местного значения. Российской законодательство развивает данное положение, подчеркивая самостоятельность населения в решении вопросов местного значения,

101 его ответственность за указанную деятельность, а также устанавливает ключевой базис для реализации местного самоуправления - интерес самого населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Ввиду того, что местное самоуправление является единственным и обязательным институтом местной публичной власти в Российской Федерации С.В. Крамаренко предлагает под полномочиями населения (местного сообщества) как основного субъекта местного самоуправления понимать совокупность правомочий и обязанностей населения по самостоятельному решению вопросов местного значения [2, с. 3]. В продолжение, Светлана Викторовна отмечает, что ответственность населения за осуществление местного самоуправления должна рассматриваться как позитивная юридическая ответственность, представляющая собой осознанное, инициативное и заинтересованное участие местного сообщества в решении вопросов местного значения в целях обеспечения наиболее благоприятных условий их жизнедеятельности на соответствующей территории.

Как отмечается Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, необходимо поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим посёлком или городом, в решении повседневных вопро39

сов, которые на самом деле определяют качество жизни .

Однако, что можно наблюдать в реалиях? - Зачастую мы видим полностью пассивное поведение местного сообщества. Специалисты [3, с. 138209] в области избирательного права отмечают низкий порог явки на муниципальных выборах, что во многом свидетельствует об отношении муниципального сообщества непосредственного к самому местному самоуправлению. Реализация непосредственной демократии на местном уровне связана с серьезными проблемами и препятствиями как юридического, так и социально-психологического порядка,

Причин, послуживших этому можно назвать довольно много, начиная социально-психологическими, заканчивая философскими и экономическими, в том числе можно отметить сложившуюся ситуацию безразличия граждан к возникающим общественным проблемам, отстраненности от процессов их решения. В рамках настоящего аналитического исследования предлагается сконцентрировать внимание на проблемах правового характера.

Муниципальное сообщество является непосредственным источником власти в пределах муниципального образования, однако, выступая первоосновой для формирования выборных органов местного самоуправления, а также избрания выборных должностных лиц, население муниципального образования довольно стеснено в иных, сопряженных с выборами процессами, например Федеральный закон № 131-ФЗ не содержит норм:

во-первых, устанавливающих возможность населения по осуществлению контроля за деятельностью органов местного самоуправления;

во-вторых, наделяющих население муниципального образования правом на выдвижение инициативы об удалении главы муниципального образования в отставку (данная инициатива представлена исключительно депутатам представительного органа местного самоуправления и высшему должностному лицу субъекта РФ);

в-третьих, устанавливающих обязательность общедоступности проектов муниципальных правовых актов исполнительно-распорядительных и представительных органов власти муниципального образования, имеющих общеобязательный характер, и затрагивающих права и свободы человека и гражданина (на данный момент установлена обязанность по обнародованию только принятых общеобязательных решений и муниципальных правовых актов);

в-четвертых, определяющих необходимость установления ответственности за нарушение проведения такой формы непосредственной демократии, как публичные слушания (на данный момент некоторые субъекты установили административную ответственность за нарушение данных прав жителей муниципального образования, однако этиология данного правонарушения пока однозначно не выработана);

в-пятых, устанавливающих приоритетность реализации таких форм самоорганизации населения муниципального образования, как территориальное общественное самоуправление;

Отмеченные замечания отнюдь не являются исчерпывающим перечнем, данный список может быть выстроен много шире и содержательнее, однако ключевым элементом здесь выступает выявленная в замечаниях тенденция по умалению роли местного сообщества в решении вопросов местного значения, что, как полагает автор, постепенно приводит к социально-политической пассивности населения муниципального образования, его дистанцирования от решения собственных проблем.

Бесспорно, наличие представительного органа местного самоуправления, который, исходя из своего названия, выступает элементом системы представительства интересов общества, посредником в реализации его власти, позволяет местному сообществу отойти от данных проблем, однако статья закона № 131-ФЗ говорит о решении населением вопросов местного значения непосредственно и (или) через органы местного самоуправления. В данном случае конструкцию «и (или)» не следует рассматривать в качестве двуполярности участия - либо население решает вопросы местного значения совместно с органами местного самоуправления (конструкция «и»), либо вопросы местного значения решают только органы местного самоуправления или только население (конструкция «или»).

Как полагает автор, данная формулировка основывается на двуполяр- ности деятельности, то есть необходимости учитывать ситуации, в которых муниципальное образование не имеет представительного органа местного самоуправления, и вынуждено решать вопросы местного значения

непосредственно на сходе граждан (конструкция «и»), а также, наоборот, в случае формирования представительного органа местного самоуправления, сход граждан не может быть юридически правомочен (конструкция «или»).

Большинство исследователей в области муниципального права полагают, что сегодня возникла реальная потребность приблизить муниципальную власть к населению, повысить активность самого местного населения, усилить его ответственность за процессы, происходящие в сфере местного самоуправления. Необходимы разработка и закрепление правовых механизмов, позволяющих жителям муниципального образования ощущать себя единым коллективным субъектом власти (местным сообществом), способным реально влиять на происходящие в сфере местного самоуправления процессы, объективно оценивать эффективность деятельности муниципальных органов и должностных лиц. Для этого необходимы поддержание оптимального баланса государственных и местных интересов в управлении муниципальными образованиями, а также совершенствование существующих форм участия населения в осуществлении местного самоуправления [1, с. 31-35; 2, с. 4; 4, с. 26]. В итоге, для решения указанных, а также многих иных проблем в 2014 году был дан старт широкомасштабной реформе местного самоуправления. В рамках данного реформирования, была предложена трансформация института муниципальных выборов. Однако стоит отметить, что подобная трансформация не должна способствовать отдалению депутатов от местного сообщества, а наоборот, должна быть направлена на формирование представительных органов муниципальных образований непосредственно из населения соответствующего муниципального образования, а также на установление непосредственного контакта выборных лиц с членами местного сообщества

В продолжение этого, С.В. Крамаренко отмечает, что применение пропорциональной избирательной системы может быть уместным лишь в наиболее крупных муниципальных образованиях - городских округах и муниципальных районах, в остальных (городских и сельских поселениях), созданных для решения вопросов непосредственного жизнеобеспечения населения, должна применяться мажоритарная избирательная система [2, с. 5].

В завершение статьи необходимо подчеркнуть, что складывающаяся тенденция последних лет в области местного самоуправления позволяет судить о том, что на современном этапе не только население не готово к эффективному взаимодействию с местной властью, но и значительная часть муниципальных чиновников не осознает особенностей работы с населением, не может и не хочет относиться к населению как к равноправному партнеру и первоисточнику власти. Таким образом, можно констатировать, что сегодня существует явная недооценка ценностей и возможностей местного самоуправления как со стороны государственно-властных институтов, так и самого общества.

Вместе с тем повышение эффективности муниципальной власти и качества жизни населения напрямую связано с развитием демократии в муниципальных образованиях. Именно на эти цели и направлена проводимая в последние годы муниципальная реформа, в рамках которой существенное значение отводится расширению возможности непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, правовому закреплению различных форм осуществления населением права на местное самоуправление. Как можно было увидеть из настоящей статьи - еще не все элементы непосредственной демократии нашли свое достойное развитие и продолжение в рамках действующего права, однако, сам факт их нормативного развития во многом предопределяет и развитие институтов гражданского общества.

Основная цель проводимой реформы в этой части - переход от местного самоуправства, состояния свободы органов местного самоуправления, их забюрократизированности, коррупционности и лоббировании частных интересов к местному самоуправлению как формы реализации населением свой власти, реализации коллективных интересов, достижения поставленных совместных целей. Однако ключевым элементом события данного перехода по-прежнему должен выступить источник власти - местное сообщество, от расстановки приоритетов которого во многом зависит и результат проводимых реформ в государстве.

Список использованной литературы

Баженова О.И. О назначении понятия «местное сообщество» при реализации гражданами права на местное самоуправление в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 7. - С. 31-35.

Крамаренко С.В. Развитие институтов непосредственной демократии в местно самоуправлении: теоретико-правовые и прикладные аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2014. - 26 с.

Любарев А.Е. Активность избирателей на федеральных, региональных и муниципальных выборах в Российской Федерации // NB: Проблемы общества и политики. - 2013. - № 8. - С. 138-209.

Шугрина Е.С. Форма и пределы вмешательства органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. - № 7. - С. 26-32.

Информация об авторе

Максимов Александр Александрович - кандидат юридических наук, заведующий кафедрой административного, финансового и информационного права. Северный институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) (e-mail: aleksandr-law@mail.ru)

УДК 347.243

ББК 67.407.1 (4 Беи)


А.А. Максимов, кандидат юридических наук, Северный институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстицииВГУЮ (РПА Минюста России)





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ