СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


К вопросу об определении объективной стороны мелкого хулиганства


В статье рассматриваются проблемы определения объективной стороны мелкого хулиганства. Анализируется действующее узкое понятие мелкого хулиганства. Вносится предложение вернуться к первоначальной редакции статьи 20.1 КоАП РФ, несколько дополнив ее.

Ключевые слова: мелкое хулиганство, нарушение общественного порядка, нецензурная брань, административная ответственность.

Статья 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) определяет мелкое хулиганство как нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого

32

имущества . Из этого определения следует, что объективная сторона данного правонарушения имеет две обязательных составляющих. С одной стороны - это нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, с другой - это не каждое подобное нарушение, а только то, которое сопровождается нецензурной бранью, оскорбительным приставанием к гражданам либо уничтожением или повреждением чужого имущества. Рассмотрим обе этих составляющих.

Понятие «нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу» в законодательстве не раскрывается. Закон Иркутской области № 107 от 12 ноября 2007 года определяет общественный порядок как систему общественных отношений, которая складывается в результате соблюдения норм и правил, регулирующих поведение людей в общественных местах и других местах, в которых удовлетворяются раз33

личные жизненные потребности граждан . Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2007 года № 45 «явное неуважение к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним. Анализ главы 20 КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о том, что нарушение общественного порядка и общественной безопасности, выражающее явное неуважение к обществу - это действия, которые проявляются в появлении в общественных местах в состоянии опьянения, в нарушении тишины и покоя граждан, в выбрасывании во время проведения мероприятий на трибуны, спортивные площадки любых предметов, препятствующих их проведению, в выбрасывании различных предметов с балконов, из окон жилых домов, навязчивом приставании к гражданам в общественных местах, нанесении непристойных надписей и изображений в общественных местах, отправление естественных надобностей человека в общественных местах.

Представляется, что перечисленные действия сами по себе уже содержат состав мелкого хулиганства, однако из содержания ч.1 ст. 20.1 Ко- АП РФ следует, что эти действия будут являться мелким хулиганством лишь в случаях, когда они сопровождаются нецензурной бранью, оскорбительным приставанием к гражданам, либо уничтожением или повреждением чужого имущества, что и является второй обязательной составляющей объективной стороны мелкого хулиганства. При отсутствии этой второй составляющей нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, не может быть квалифицировано как мелкое хулиганство. Таким образом, если некто справляет свои естественные надобности на улице или в подъезде, разрисовывает чёрной краской стены подземного перехода, пишет на фасадах домов, не выражаясь при этом нецензурной бранью и не приставая в это время к гражданам, он мелкого хулиганства не совершает. Вместе с тем такие признаки мелкого хулиганства как «нецензурная брань в общественных местах», «оскорбительное приставание к гражданам», «уничтожение или повреждение чужого имущества» могут сами выступать в качестве нарушения общественного порядка, выражающего явное неуважение к обществу [2]. Как справедливо отмечают И.П. Долгих и Д.В. Шебанов, законодательное сужение границ применения мелкого хулиганства неминуемо повлекло за собой ограничение защиты общественного порядка [1].

Понятие мелкого хулиганства, данное в первоначальной редакции КоАП РФ (которое, кстати, воспроизводило понятие, данное ранее в КоАП РСФСР) представляется более удачным, чем действующее в настоящее время, поскольку позволяет квалифицировать как мелкое хулиганство гораздо большее количество правонарушений. В первоначальной редакции мелкое хулиганство определялось как нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан. Как отмечалось в Комментарии к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях, хулиганством может быть нарушен общественный порядок в любой сфере жизни и деятельности граждан: на производстве, в быту, в культурно-просветительных учреждениях; в любом месте нахождения людей: на улицах, в квартирах, в лесу и т.д. Обычно мелкое хулиганство совершается при непосредственном участии людей, ибо именно в такой обстановке нарушителю удаётся в наибольшей мере продемонстрировать своё неуважение к обществу. Однако для наличия состава указанного правонарушения признак публичности не обязателен. Мелкое хулиганство будет иметь место и в том случае, когда лицо сделало непристойные надписи на заборе в отсутствие людей или когда ночью демонстративно нарушается покой спящих людей [3, с.441].

Представляется целесообразным квалифицировать как мелкое хулиганство любые действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан. Однако когда Законодательное собрание Вологодской области внесло в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект закона, устанавливающего административную ответственность за отправление естественных надобностей в не отведённых для этого общественных местах путём расширения перечня противоправных действий, подпадающих под определение «мелкое хули- ганство» , постановлением Государственной Думы данный законопроект был отклонён в связи с тем, что указанная проблема не относится к вопросам исключительного ведения Российской Федерации. Между тем, возникают сомнения в целесообразности неоправданно широких полномочий субъектов РФ в сфере установления административной ответственности.

Представляется вполне достаточным закрепить право субъектов РФ устанавливать административную ответственность только за те деяния, которые являются административными правонарушениями именно на территории конкретного субъекта РФ, а не на всей территории Российской Федерации. Шум в ночное время, отправление естественных надобностей в общественных местах, непристойные надписи на фасадах зданий - это деяния, признаваемые административными правонарушениями в каждом субъекте РФ. Законотворческая деятельность субъектов РФ проявляется лишь в том, что, например, нарушение тишины и покоя граждан в Иркутской области запрещено с 23.00 до 7.00, в Вологодской области - с 23.00

38

до 6.00 , в Алтайском крае - с 22.00 до 7.00 и т. д. Какой смысл в таком законотворчестве? Для правоприменителей было бы гораздо удобнее, если бы единые на всей территории РФ временные рамки были установлены КоАП РФ.

В целях оптимизации правоприменительной практики представляется целесообразным вернуть первоначальную редакцию ст. 20.1 КоАП РФ, определяющую мелкое хулиганство как нецензурную брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, дополнив данную статью примечанием, содержащем перечень «иных действий, нарушающих общественный порядок и спокойствие граждан». При этом следует исходить из того, что указать исчерпывающий перечень таких действий не представляется возможным, поэтому окончательное решение вопроса о том, какие конкретно нарушения общественного порядка выражают явное неуважение к обществу, останется за правоприменителем.

Список использованной литературы

Долгих И.П., Шебанов Д.В. К вопросу об эволюции понятия хулиганства в российском законодательстве // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире: Т. 3. - 2014.- № 5.

Каплунов А.И. О признаках мелкого хулиганства как административного правонарушения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 1 (61).

Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях / под ред. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищевой, М.С. Студеникиной. - М.: Проспект, 1997.

Информация об авторе

Кирильчик Елена Валерьевна - старший преподаватель кафедры конституционного права. Иркутский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции» (РПА Минюста России). (664011, г. Иркутск, ул. Некрасова, 4. E-mail: konst.law@mail.ru)

УДК 342.553 : 352.075 ББК 67.400.7


Е.В. Кирильчик, старший преподаватель Иркутский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ