СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Конституционные принципы службы в органахвнутренних дел


Раскрывается система конституционных принципов, которые ложатся в основу службы в органах внутренних дел. Автор предлагает классификацию принципов государственной службы. Вносится предложение о законодательном закреплении ряда принципов (открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю; защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную

служебную деятельность).

Ключевые слова: конституционные принципы; государственная служба; служба в органах внутренних дел.

Конституция Республики Беларусь является основой стратегии устойчивого, поступательного, прогрессивного развития общества и государства. Государственная служба в Республике Беларусь, в том числе служба в органах внутренних дел, осуществляется на основе конституционных принципов, норм специального законодательства и требований ведомственных документов.

Эволюционное конституционное развитие базируется на фундаментальных конституционных принципах приоритета прав и свобод человека и гарантий их реализации, взаимной ответственности государства и гражданина, народовластия, разделения государственной власти и взаимодей28

ствия ее органов .

Целью настоящей работы выступает анализ конституционных принципов службы в органах внутренних дел, порядка и особенностей их реализации.

Значение принципов государственной службы, по справедливому выражению Ю.Н. Старилова, заключается в том, что «они определяют «юридическую судьбу», жизнеспособность, практическую организацию и реальное функционирование государственной службы» [1, с. 199].

Конституция Республики Беларусь закрепляет такие исходные основы, общие руководящие начала, как верховенство конституционных норм (ст. 137), права (ст. 7), равенство всех перед законом и судом (ст. 22), разделение и взаимодействие властей (законодательной, исполнительной и судебной) (ст. 6), приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (ст. 2, 7, 21 и 59), приоритет общепризнанных принципов международного права (ст. 8), недопустимость придания обратной силы нормативным актам, ухудшающим положение участников правоотношений (ч. 6 ст. 104), равный доступ граждан к любым должностям в государственных органах (ст. 39), некоторые обязанности всех

29

должностных лиц (ч. 2 ст. 34, ст. 40, 59 и др.) .

При этом важное значение имеет положение ст. 60 Конституции Республики Беларусь о возможности обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) должностных лиц. Для отдельных категорий государственных служащих Конституция Республики Беларусь устанавливает запрет на членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели (ст. 36).

В ст. 6 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» определено, что государственная служба основывается на принципах: верховенства Конституции Республики Беларусь; служения народу Республики Беларусь; законности; приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации; гуманизма и социальной справедливости; единства системы государственной службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; гласности; профессионализма и компетентности государственных служащих; подконтрольности и подотчетности государственных служащих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей; добровольности поступления граждан на государственную службу; равного доступа к любым должностям в государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой; стабильности государственной службы в целях обеспечения преемственности власти; экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих. Принципы государственной службы основываются в большинстве своем на конституционных нормах.

Подходы к конституционно-правовому регулированию государственной службы в различных странах отличаются. Вместе с тем можно выделить и определенные общие черты: ограничение предмета регулирования базовых законов о государственной службе; реформы в сфере государственной службы, как правило, имеют в своей основе долгосрочную концепцию развития данного института и становятся частью проводимых административных реформ; разделение политических и административных должностей; конкурсный отбор на государственную службу; классификация государственных должностей; создание реестров государственных должностей; формирование системы управления государственной службой; ограничения, устанавливаемые для государственных служащих; закрепление материальных и социальных гарантий государственных служащих и т.д. Целый ряд выделенных направлений представляет несомненный интерес и для Беларуси.

На основе конституционных положений построена система законодательных принципов, которые относятся к системе государственной службы в целом и могут в равной степени присутствовать во всех ее видах, а также принципов, которые указывают на особенности государственной правоохранительной службы как вида государственной службы.

Государственная служба основывается как на основополагающих, общих принципах (руководящих началах) организации и деятельности государственного аппарата, так и на присущих ей специальных принципах.

При этом принципы правоохранительной службы являются основными началами, отражающими закономерности государственного управления в области кадрового обеспечения правоохранительной деятельности. Многоуровневая система принципов государственной правоохранительной службы обусловлена комплексностью и многосторонностью государственного управления в правоохранительной сфере.

Классификация принципов государственной службы по различным основаниям позволяет глубже раскрыть сущность служебных отношений. По нашему мнению, все принципы государственной (в том числе правоохранительной) службы могут быть разделены на две основные группы.

К первой можно отнести общесистемные принципы, закрепляющие конституционно-правовые основы системы государственной службы как самостоятельного института государственного управления. Они характеризуют основы и закономерности государственного управления в целом (верховенства Конституции Республики Беларусь, законности; приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации; гласности; гуманизма и социальной справедливости).

Вторую группу составляют принципы, в которых проявляются закономерности, возникающие непосредственно в процессе формирования и развития государственно-служебных правоотношений в правоохранительной сфере. Эти отношения носят публично-правовой характер и определяют институциональные особенности государственной правоохранительной службы (служения народу Республики Беларусь; единства системы государственной службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную; профессионализма и компетентности государственных служащих; подконтрольности и подотчетности государственных служащих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей; добровольности поступления граждан на государственную службу; равного доступа граждан к любым должностям в государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии с их способностями, профессиональными знаниями и образованием; стабильности государственной службы в целях обеспечения преемственности власти; экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих).

Среди принципов государственной службы центральное место отводится конституционным принципам правового демократического социального государства, которые обусловливают построение всей правоохранительной системы и являются основополагающими для конструирования правовых норм, непосредственно регулирующих государственные служебные отношения.

Все сказанное обусловливает особое внимание к принципу законности при рассмотрении системы принципов государственной правоохранительной службы. Принцип законности выступает как основа для построения всей последующей системы принципов правового регулирования институтов правового государства, включая государственную службу.

Заслуживают внимания законодателя и последующего закрепления в специальном законодательстве такие принципы государственной службы (нашедшие отражение в российском законодательстве), как открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих; защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, физических и юридических лиц.

Список использованной литературы

Старилов Ю.Н. Служебное право: учебник. - М. : БЕК, 1996. - 378 с.

Информация об авторе

Емельянчик Ольга Александровна - магистрант Академии МВД Республики Беларусь, инспектор учебного отдела. Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов МВД Республики Беларусь (адрес: 220000, Беларусь, Минск, К. Либнехта, 57 (учебный отдел), e-mail: оlya.medvedeva29@mail.ru)

УДК 342.9

ББК 64.401.041


О.А. Емельянчик, магистрант Академия МВД Республики Беларусь





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ