СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Сфера организации и проведения выборов в органы государственной власти как политико-правовой феномен


Раскрываются политические и правовые основания сферы организации и проведения выборов. Рассматриваются характеристики политикоправовой природы данной сферы, особенности формирования сферы организации и проведения выборов в условиях современного российского общества.

Ключевые слова: избирательная право; орган государственной власти; сфера организации и проведения выборов.

Наука конституционного права призвана исследовать современное состояние и движение российского общества, а также закономерности и приоритетные направления развития сферы организации и проведения выборов в органы государственной власти. В конституционном праве значимость заявленной сферы отражена в определении избирательного права как подотрасли конституционного права, которое сводят к системе правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. При этом в предмет избирательного права включают общественные отношения, возникающие в сфере организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления [5, с. 2-6]. В силу чего избирательные отношения есть не что иное, как неотъемлемая часть той самой сферы организации и проведения выборов.

Как известно конституционные отношения в сфере организации и проведения выборов получили в российской Конституции общее выражение, однако сами отношения не пребывают в статичном состоянии. Конституция должна быть живой, приспособленной к вновь возникающим потребностям политической практики. Постоянно обновляющееся общество не приемлет политически инертные конституционные механизмы [2]. Поэтому Конституция должна изменяться сообразно им в конкретном социальном контексте. При этом именно динамика сферы организации и проведения выборов играет роль социальной предпосылки, имеющей решающее значение для объяснения генезиса конституционного текста.

Новые процессы в политико-правовой жизни нашего общества обуславливают необходимость пересмотра ряда привычных классических идей о существующих в сфере организации и проведения выборов отношениях, институтах, деятельности, и их значимости в политико-правовой жизни общества в направлении дальнейшего развития с учетом принципов и установок постнеклассической юридической рациональности. Анализ Конституции РФ и ряда других нормативно-правовых актовпоказывает, что сегодня российское государство стремится закрепить идеи политикоправовой системы [2; 8; 13; 14; 18], которые с развитием человеческого общества воплощаются на практике в модели наилучшей политикоправовой системы. А сфера организации и проведения выборов в органы государственной власти эта та среда, где политико-правовая система являет себя наиболее зримо и оказывает ключевое воздействие на все функционирующие здесь процессы и отношения.

Существование политико-правовой сферы общественной жизни [10, с. 55] и политико-правовой организации государства [7, с. 32; 16] признают ведущие ученые-конституционалисты. Социально-экономические, политико-правовые и духовно-нравственные принципы организации такой сферы нашли свое закрепление в действующей Конституции РФ [10, с. 55]. В связи с чем в современной науке конституционного права прижилась идея о том, что многие институты конституционного права и явления конституционно-правовой действительности приобретают политико-правовой колорит. Происходит это под прямым влиянием вживляющей в политикоправовую материю созданных мировым сообществом в начале XXI в. прогрессивных социальных инноваций политической модернизации [12, с. 2627]. Политико-правовыми свойствами авторы наделяют и конституцию. По мнению В. О. Лучина конституция выступает как высший политикоправовой ориентир развития общества и государства [11, с. 32]. Более того Конституция видится Н. С. Бондарь и А. А. Джагарян политико-правовым явлением [4].

В свою очередь сфера организации и проведения выборов в органы государственной власти, несмотря на всю свою сложную структурную морфологию, предстает как целостное явление, «качественное функционирование институтов которого немыслимо без взаимодействия с государством и правом» [1, с. 128-133; 15, с. 135-144]. Складывающиеся в сфере организации и проведения выборов в органы государственной власти отношения изначально несут в себе определенный политический заряд, причем они прямо выведены на практическую политику, обеспечиваются посредством правовой политики на основе доктринальных установок и опреде27

ленной нормативно-правовой базы , благодаря чему как бы охватываются и скрепляются в единое органическое целое. Политико-правовое естество сферы организации и проведения выборов в органы государственной власти состоит в том, что названная сфера предстает как неотъемлемая часть общества нового типа - государственно-организованного и, в качестве такового выступает предпосылкой (основанием) права, как социального явления. В силу чего сущностные, предметно характеризующие ее политикоправовые признаки и черты не имеют четких граней и границ между собой, с одной стороны и тесно «переплетены» друг с другом.

Взаимосвязь права и политики находит свое предметное выражение ни где-нибудь, а в сфере организации и проведения выборов в органы государственной власти. Взаимоотношения между ними складываются двусторонние. С одной стороны, политика в лице основного, ведущего субъекта политической системы общества - государства санкционирует и конституирует порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти как подинститут избирательной системы, делая его публичным, общеобязательным, всеобщим. С другой стороны, сама политика в сфере организации и проведения выборов, проводимая субъектами и участниками, поддерживается и обеспечивается соответствующими нормами комплексного института - порядок организации и проведения выборов, нарушение которых со стороны субъектов и участников процесса организации и проведения выборов в органы государственной власти влечет за собой меры государственного воздействия. В результате заявленный порядок становится политико-правовым инструментом гармонизации стабильности и динамизма сферы организации и проведения выборов. А последняя обретает форму политико-правового бытия и нормативнодоктринальное обоснование.

Архи важно заметить, что в основе этих процессов «должна лежать конституционализация политики, ее подчинение Конституции» [3] (в том числе с помощью деятельности в сфере организации и проведения выборов), а не политизация конституционного (избирательного) права и подчинение соответствующего порядка политике. Конституционно-правовая политика [6] в сфере организации и проведения выборов предполагает доминирование Конституции и основанных на ней избирательных нормативных актов. А политические решения субъектов и участников порядка организации и проведения выборов должны быть реально подчинены нормам избирательного права и, прежде всего, нормам Конституции. В этих целях основы политической организации закрепляются на высшем законодательном уровне и тем самым, политической системе общества придается качество политико-правовой системы. Одновременно стабильное развитие сферы организации и проведения выборов в значительной мере обеспечивается сбалансированностью общественной воли, выраженной в содержании правовых предписаний Конституции РФ, избирательного законодательства, а также тем, насколько полно в них учитываются общественные, групповые и индивидуальные интересы [9] субъектов и участников процесса и механизма организации и проведения выборов в органы государственной власти.

В результате сфера организации и проведения выборов интегрирует в некий симбиоз политики и права с ярко выраженным доминированием последнего. Хотя в указанном синтезе ведущее место принадлежит конституционно-правовой политике, однако сама конституционно-правовая политика находится на стыке доктринального анализа конституционного права и правовой политики, так как уровень концентрации политики в конституционно-правовых отношениях в сфере организации и проведения выборов наиболее высок и Конституция являет собой своего рода «соглашение политических сил» [2]. Закрепляющие особенности национальной политической системы основные конституционные принципы упорядочивают политический процесс и социально-политические институты. Конституция конституирует российское государство, закрепляя и регулируя механизм власти, устанавливая принципы поведения субъектов порядка организации и проведения выборов, одновременно определяет пределы различных политических процессов и создает возможности для их развития в сфере организации и проведения выборов. В свою очередь порядок организации и проведения выборов ограничивает государственную власть правом. Его нормативные предписания обязательны для государственных органов, образуют основу и границы деятельности в сфере организации и проведения выборов, предотвращают узурпацию и монополизацию власти. Порядок организации и проведения выборов обеспечивает и гарантирует стабильность воспроизводства государственных органов путем выборов, несмотря на постоянно возникающее в их недрах напряжение. Организованность институтов власти является одним из условий стабильности и равновесия сферы организации и проведения выборов.

Следовательно, в сфере организации и проведения выборов институционализируется и отражается упорядоченный на основе политических принципов и правовых норм способ взаимодействия функционирующих в процессе формирования государственных органов путем выборов политических и правовых институтов, с которым связывается обретение сферой нового интегрированного качества - политико-правового феномена, не присущего политической и правовой системам, взятым по отдельности. В сфере организации и проведения выборов Конституция носит «общерамочный характер» [17], а конституционно-правовая политика обретает ярко выраженную стратегическую направленность, т. е. «является стратегией государства при осуществлении им правового регулирования общественных отношений и реализации правовой политики» [6, с. 20-21] в сфере организации и проведения выборов. В деятельности в сфере организации и проведения выборов отражается моделируемый результат осуществления конституционно-правовой политики. Порядок организации и проведения выборов устанавливает нормативную модель идеального образа действительности в сфере организации и проведения выборов и ориентирует деятельность субъектов и участников на ее достижение. Устанавливаемый государством порядок организации и проведения выборов в виде нормативных властных предписаний оказывает воздействие на сферу организации и проведения выборов и одновременно важнейшие сферы жизнедеятельности политико-правовой системы общества и прежде всего на политическую сферу. Основы народовластия, организации государства и публичной политической власти, регулирования и защиты политических прав и свобод личности, регламентации политических основ конституционного (государственного, общественного) строя закрепляются на высшем законодательном уровне, и таким образом политическая система общества обретает статус и форму политико-правовой системы, а сфера организации и проведения выборов - качество политико-правового феномена.

Список использованной литературы

Аракелян Э.Р. Гражданское общество и институты судебной власти: механизмы социального взаимодействия // Вопросы современной юриспруденции. - 2013. - № 29. - С. 128-133.

Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Конституционное право как главная часть национальной правовой системы // Конституционное право России и зарубежных стран в сравнительной перспективе: Образовательный и научный проект. - Тверь, 1999. - 86 с.

Бондарь Н.С. Конституционное правосудие в соотношении с политикой: теория и практика... без политизации // Конституционное право и политика: Сборник материалов Международной научной конференции: Юридический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 28-30 марта 2012 года / С.А. Авакьян, Д.С. Агапов и др. - М.: Юрист, 2012. - 800 с.

Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Самовыдвижение на выборах: конституционная ценность и (или) социально-политическая целесообразность? // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 5. - С. 27 - 40.

Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право. - М.: Юстицинформ,

- 312 с.

Захарова Л.Н. Конституционная правовая политика как доминирующая форма правовой политики государства // Юридические записки. - 2013. - № 2. - С. 16 - 22.

Кабышев В.Т., Пряхина Т.М. Теоретические проблемы российского конституционализма // Вестник Саратовской государственной академии права. - 1995. - № 2. - С. 31 - 41.

Кожевникова Ю. С. Политическая система в России как политико-правовое образование // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Право. - 2000. - № 1. - С. 56 - 68.

Кулапов В. Л. Российская юридическая доктрина и проблемы правопонимания // Российская юридическая доктрина в XXI веке: проблемы и пути решения: Научнопрактическая конференция (3-4 октября 2001 г.) / Под ред. А.И. Демидова. - Саратов: СГАП, - 2001. - С. 8-9.

Кутафин О. Е. Российский конституционализм. - М.: Норма, - 2008. - 544 с.

Лучин В. О. Конституционные нормы и правоотношения. учебное пособие. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, - 1997. - 159 с.

Матейкович М. С. Политическая модернизация в России и право // Государство и право. - 2011. - № 1. - С. 21 - 30.

Морозов Е. С. Политико-правовой идеал: подходы и критерии оценки // Вестник Томского государственного университета. - 2007. - № 301. - С. 115 - 119.

Реуф В. М., Удычак Ф. Н. Политико-правовая система общества и национальная безопасность России: современные проблемы государственно-правовой идеологии // Мир политики и социологии. - 2012. - № 2. - С. 89 - 92.

Спиркин А. Г. Философия: учебник. - М. : Гардарики, 2006. - 736 с.

Степанов И. М. Конституционализм: Ценности культуры и культура ценностей // Современный конституционализм. По материалам советско-британского симпозиума. - М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1990. - С. 20-28.

Танчев Е. Верховенство конституции в контексте конституционного плюрализма // Сравнительное конституционное обозрение. - 2005. - № 4. - С. 104 - 113.

ШафеевД. Р. Современная правовая система Российской Федерации: дисс. ... канд. юрид. наук : 12.00.01. - Уфа, 2002. - 183 с.

Информация об авторах

Демешко Игорь Владимирович - главный советник отдела государственного права в государственно-правовом управлении. Министерство юстиции Иркутской области (664027, г. Иркутск, Ленина, 1А, e-mail: i.demeshko@govirk.ru);

Кешикова Наталья Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права. Иркутский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), (664011, г. Иркутск, ул. Некрасова, 4, e-mail: nvkeshikova2011@mail.ru).

УДК 342 ББК 67.400


И.В. Демешко,Главный советник отдела государственного права Государственно-правовое управление Министерства юстиции Иркутской областиН.В. Кешикова, кандидат юридических наук, доцент Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России)





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ