СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Государственная правовая политика иркутской области


Представляется Концепция государственной правовой политики Иркутской области, одобренная распоряжением Губернатора Иркутской области от 16 июля 2015 года № 87-р. Автор характеризует основные направления государственной правовой политики Иркутской области, современные условия ее формирования, цели, принципы и механизмы реализации. Вносятся предложения по повышению эффективности правотворческой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и обеспечению единого правового пространства.

Ключевые слова: единое правовое пространство; правовая грамотность населения; мировая юстиция Иркутской области.

Приоритетной задачей органов государственной власти является повышение уровня и качества жизни населения. Система органов государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровне сформирована преимущественно по отраслевому признаку и соответственно каждое ведомство реализует указанную стратегическую задачу в соответствующей сфере общественных отношений - здравоохранении, образовании, сельском хозяйстве и т.д.

Однако право выступает всеобщим регулятором общественных отношений и затрагивает все стороны жизни человека и гражданина. Правотворческая функция государства призвана гармонизировать общественные отношения в интересах человека и гражданина, искать такие правовые решения, которые бы обеспечивали реальное действие прав и свобод граждан, нейтрализовали негативные факторы общественной жизни и усиливали действие факторов позитивных, способствовали прогрессивному развитию общества в целом. От уровня разработанности системы права, эффективности ее функционирования во многом зависит степень демократичности, цивилизованности самого государства [1].

Правовая политика государства, реализуемая органами государственной власти, также преследует стратегическую цель - повышение уровня и качества жизни населения: рождаясь, человек приобретает права и обязанности, по мере взросления он учится ими пользоваться, защищать права в случае их нарушения и выполнять предписанные законом обязанности, соблюдать установленные законом ограничения и нести ответственность за их нарушение и т.д. Для позитивного развития общества жизненно необходимо, чтобы правосознание человека формировалось на принципах уважения к закону, приоритета человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечения надежной защищенности публичных интересов.

В условиях недостаточно развитого гражданского общества роль государства в данном процессе является определяющей. Презюмируя добропорядочность и сознательность своих граждан, государство в свою очередь гарантирует честные «правила игры» - единое правовое пространство на всей территории страны, гарантию независимого и справедливого правосудия, повышение правовой культуры и грамотности населения, расширение охвата населения бесплатной юридической помощью.

Так в современных условиях зарождается концептуально новая материя - государственная правовая политика. Представляется необходимым отметить неизученность данной темы и недостаточную научную разработанность отдельных ее элементов.

В относительно благоприятном состоянии, пожалуй, находится только категория «единое правовое пространство». В отечественной науке ей уделено внимание исследователями И.Н. Барцицем [2], В.К. Самигуллиным [3], С. Н. Быковым [4], В.Б. Исаковым [5] и иными. При этом четкого понятия данного термина не предложено ни современной наукой, ни законодателем. И.Н. Барциц определяет правовое пространство как «сферу регламентации юридическими нормами моделей правомерного поведения государства, его составных частей и граждан в границах территории данного государства и конкретного исторического времени» и выделяет в его структуре три уровня: единое федеративное государство; регион (как совокупности субъектов Федерации) и субъект Российской Федерации. Единое правовое пространство Российской Федерации, по мнению Е.С. Третьяковой, это сфера формирования и действия системы нормативных актов: федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и других нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также общеобязательных актов органов местного самоуправления [6].

Применительно к уровню субъекта Российской Федерации представляется возможным сформулировать данное понятие следующим образом: единое правовое пространство в Иркутской области - это обусловленное верховенством права состояние согласованности правовых актов Иркутской области и муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области, действующих на территории Иркутской области, с федеральным и областным законодательством.

Иркутская область - один из субъектов огромного федеративного государства и в процессе формирования единого правового пространства России ее роль, безусловно, весьма скромна. Вместе с тем, Иркутская область - это первый субъект Российской Федерации, оформивший стратегические ориентиры своей государственной правовой политики в интересах своих жителей. Министерством юстиции Иркутской области при участии широкого круга экспертов-представителей юридического сообщества разработана Концепция государственной правовой политики Иркутской области. Концепция одобрена распоряжением Губернатора Иркутской облас25

ти от 16 июля 2015 года № 87-р .

Концепция служит основой для организации работы органов государственной власти (государственных органов) Иркутской области при решении вопросов, связанных с реализацией государственной правовой политики Иркутской области. Исполнительные органы государственной власти Иркутской области при осуществлении возложенных задач и функций в соответствующих сферах деятельности руководствуются Концепцией и обеспечивают совершенствование правовых механизмов в экономической, социальной, финансовой, культурной и иных сферах жизни населения Иркутской области.

Целями формирования и реализации государственной правовой политики Иркутской области являются:

повышение уровня и качества жизни населения Иркутской области, обеспечение равенства возможностей для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в Иркутской области;

повышение качества правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти (государственных органов) Иркутской области и органов местного самоуправления;

вовлечение юридического сообщества Иркутской области в процесс обеспечения законности и правопорядка в Иркутской области.

Основными направлениями государственной правовой политики Иркутской области являются:

обеспечение соответствия нормативных правовых актов Иркутской области и муниципальных нормативных правовых актов федеральному законодательству, обеспечение соответствия муниципальных нормативных правовых актов областному законодательству;

расширение охвата граждан бесплатной юридической помощью;

повышение уровня правовой грамотности населения Иркутской области;

развитие мировой юстиции Иркутской области, обеспечение доступности правосудия, осуществляемого мировыми судьями, для населения Иркутской области.

Реализация государственной правовой политики Иркутской области будет осуществляться в 2016-2020 годах на основании утвержденного координационного плана.

Первым шагом на пути совершенствования областного законодательства стал процесс оптимизации собственных правотворческих ресурсов исполнительных органов государственной власти Иркутской области. Это выразилось в учреждении с 1 января 2015 года эффективной региональной структуры - министерства юстиции Иркутской области, органа власти уполномоченного осуществлять единую правовую политику и координировать правовую деятельность иных органов государственной власти. Также активно ведется работа по повышению качества и сокращению сроков подготовки проектов правовых актов. Принимая во внимание требования федерального законодательства о необходимости соблюдения трехмесячного срока приведения правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральными, министерством юстиции Иркутской области разработаны предложения по обеспечению данного требования, в том числе за счет разумного сокращения сроков на отдельные процедуры, например, на проведение оценки регулирующего воздействия.

Безусловно, работа предстоит колоссальная и справиться с ней возможно только при непосредственном участии всех членов юридического и гражданского сообщества.

Список использованной литературы

Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А. И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Городец, 2003. - 544 с.

Барциц И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. - М., 2000.

Самигуллин В.К. Об обеспечении единства и целостности отечественной конституционно-правовой системы // Конституционное законодательство субъектов РФ: проблемы совершенствования и использования в преподавании: Мат. науч. конф. 25 - 27 марта 1999 г. / отв. ред. С.А. Авакьян. - М., 1999.

Быков С.Н. Обеспечение соответствия законодательства Республики Бурятия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству: опыт и перспективы. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2003.

Исаков В.Б. Проблемы обеспечения единства законодательства в Российской Федерации // Законодательство. - 1997. - № 4.

Словарь основных понятий, определяющих концепцию мониторинга правового пространства и правоприменительной практики / Программные материалы Второй Всерос. науч. практ. конф. «Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики». - М., 2004.

Информация об авторе

Выштыкайлова Анна Александровна - кандидат юридических наук, начальник государственно-правового управления. Министерство юстиции Иркутской области (664027, г. Иркутск, ул. Ленина, 1а, e-mail: a.vyshtykaylova@govirk.ru).

УДК 342.84

ББК Х67.4


А.А. Выштыкайлова, кандидат юридических наук, начальник государственно-правового управления, Министерство юстиции Иркутской области





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ