СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Зарубежный опыт законодательного регулирования деятельности саморегулируемых организаций в сфере финансовых рынков


В странах с развитой рыночной экономикой саморегулируемые организации функционируют не одно десятилетие. В связи с тем, что прообразом саморегулируемой организации в ее современном понимании является Нью-Йоркская фондовая биржа, автор на основе анализа законодательства зарубежных стран, а также зарубежной и отечественной научной литературы изучает особенности правового статуса саморегулируемых организаций в сфере финансовых рынков на примере США, Великобритании, Австралии, Г ермании и Японии.

Ключевые слова: саморегулирование, саморегулируемые организации, правовой статус, финансовые рынки.

В целях совершенствования системы саморегулирования на финансовых рынках в Российской Федерации был принят Федеральный закон от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона

18

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» . Указанным Законом вводится обязательное членство в саморегулируемых организациях для финансовых организаций, осуществляющих определенные виды деятельности: брокеров, дилеров, депозитариев, страховых организаций, микрофинансовых организаций и др.

В связи с этим вызывает интерес изучение зарубежного опыта в сфере саморегулирования финансовых рынков.

Учитывая, что Нью-Йоркская фондовая биржа является первым «удостоверенным» случаем саморегулирования в сфере экономической деятельности [1, с. 72], в первую очередь обратимся к опыту Соединенных Штатов Америки. Закрепление легального определения термина «саморе- гулируемая организация» (self-regulatoryorganization) обусловлено принятием в США Закона о фондовых биржах 1934 г.

В настоящее время нормы Закона о фондовых биржах 1934 г. содержатся в главе 2В Титула 15 Свода законов США (UnitedStatesCode - U.S.C.).

В соответствии с параграфом 78c (a) (26) гл. 2B Тит. 15 U.S.C. термин «саморегулируемая организация» означает любую национальную фондовую биржу, зарегистрированную ассоциацию по ценным бумагам, зарегистрированное клиринговое агентство, а также Совет по регулированию рынка муниципальных ценных бумаг, созданный в соответствии с параграфом 78о-4 Тит. 15 U.S.C.

На рынке ценных бумаг США функционируют СРО двух типов: с обязательным и добровольным членством. Единственная саморегулируемая организация с обязательным членством - Управление по регулированию финансовой индустрии (FinancialIndustryRegulatoryAuthority - FINRA).

FINRA не является частью правительства. Она представляет собой независимую некоммерческую организацию, уполномоченную Конгрессом защищать инвесторов США. К числу основных направлений деятельности FINRA относятся следующие: создание и соблюдение правил, регулирующих деятельность более чем 4 030 фирм, осуществляющих операции с ценными бумагами, около 638 320 индивидуальных брокеров; анализ фирм

на соответствие этим правилам; содействие прозрачности рынка и просве20

щение инвесторов .

Кроме того, в число полномочий FINRA входит возбуждение дисциплинарных производств против фирм и индивидуальных брокеров; наложение штрафов; временная приостановка деятельности и запрет на осуществление деятельности [2]. В 2014 году Управлением было вынесено 1397

дисциплинарных меры в отношении зарегистрированных фирм и брокеров,

21

взыскано 134 миллиона долларов в качестве штрафа .

Статус саморегулируемых организаций с добровольным членством определяется договорами, заключаемыми между участниками рынка ценных бумаг.

В отличие от США Великобритания отказалась от модели регулирования рынка ценных бумаг, основанной на активном участии СРО.

Возникновение саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг Великобритании было обусловлено принятием Закона о финансовых услугах 1986 г. В результате полномочия по выдаче лицензий на право осуществления инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг были переданы Советом по ценным бумагам и инвестициям (SecuritiesandInvestmentBoard - SIB) пяти организациям, которые получили статус само- регулируемых [2].

При этом членство в саморегулируемых организациях не являлось обязательным, поскольку компания могла получить лицензию на право осуществения инвестиционной деятельности не только в саморегулируе- мой организации, но и в SIB.

В результате реформы 1997 г. было создано Управление по финансовым услугам - FinancialServicesAuthority (FSA), являющееся независимым неправительственным органом, осуществлявшим регулирование финансовых услуг. То есть в Великобритании был создан единый регулятор.

В результате FSA были переданы функции по надзору за рынком ценным бумаг, включая надзор за банками, а также регулятивные и регистрационные функции от СРО.

FSA оставалось центральным органом надзора за рынком ценных бумаг Великобритании до апреля 2013 г. В результате проведенных реформ организация была переименована в Управление по финансовому регулированию и контролю - FinancialConductAuthority (FCA), а часть регулятивных функций была передана Управлению пруденциального регулирования

PrudentialRegulationAuthority (PRA), которое было создано как часть Банка Англии на основании Закона о финансовых услугах (2012).

В Австралии в целях содействия решению вопросов в сфере финансовых услуг, правительство требует, чтобы все предприятия розничной торговли, имеющие лицензию на предоставление финансовых услуг, были членами внешней системы разрешении споров, одобренной австралийской фондовой и инвестиционной биржей. Одной из таких систем является Служба финансового омбудсмена.

Служба финансового омбудсмена разрешает возникающие между потребителями и поставщиками услуг споры в сфере финансовых услуг,

22

включая банковское дело, инвестиции, страхование жизни и др.

Неисполнение принятого по результатам рассмотрения жалобы решения рассматривается как нарушения соглашения между Омбудсменом и членом и может повлечь прекращение членства организации. Прекращение членства во внешней системе разрешения споров в свою очередь является

23

нарушением лицензионных требований .

В Японии на рынке ценных бумаг в качестве саморегулируемой организации действует JapanSecuritiesDealersAssociation (JSDA) - Ассоциация дилеров по ценным бумагам Японии. Ее функции охватывают вопросы нормотворчества, правоприменения, надзор, дисциплинарные меры, ак- кредитацию представителей продаж и урегулирования споров .

В Германии институт саморегулирования профессиональных участников рынка ценных бумаг действующим законодательством не предусмотрен. В 1994 году Закон «Об операциях с ценными бумагами» учредил Федеральную комиссию по ценным бумагам, которая выполняет функции регулирования [3, с. 241-245].

Анализ опыта некоторых стран с развитой рыночной экономикой в сфере саморегулирования финансовых рынков позволяет сформулировать следующие выводы:

деятельность саморегулируемых организаций за рубежом регламентируется отраслевым законодательством, специальный закон о саморегу- лируемых организациях отсутствует.

в отдельных странах наблюдается тенденция по передаче функций регулирования от СРО в государственные органы;

в отличие от российской практики, появление и дальнейшее развитие саморегулируемых организаций за рубежом не находится в прямой связи с появлением императивных норм законодательства об обязательном членстве в СРО как условии осуществления предпринимательской деятельности;

в иностранных государствах СРО успешно осуществляют функцию досудебного урегулирования споров между членами саморегулируемых организаций, а также между членами СРО и потребителями. В России же процедура рассмотрения саморегулируемыми организациями жалоб потребителей, а также процедура досудебного разрешения споров между потребителя и участниками саморегулирования фактически отсутствует, что не позволяет отечественным СРО успешно реализовывать данную функцию.

Список использованной литературы

Баймуратова З.М. Саморегулируемые организации в сфере предпринимательской деятельности: административно-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2010.

Герасимов А.А. Зарубежный опыт регулирования деятельности саморегулируемых организаций // Адвокат. - 2010. - № 6. Доступ из справ.-правовой системы «Кон- сультантПлюс».

Приватизация в Великобритании: социально-экономический и политический анализ / Под ред. В.А. Виноградова. - М., 2000. - С. 241-245

Информация об авторе

Алгазина Анна Федоровна - аспирант. Юридический факультет Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (644077, г. Омск, пр-т. Мира, 55-А, e-mail: anna_masalab@mail.ru). УДК 342.55 ББК 67.400


А.Ф. Алгазина, аспирантОмский государственный университет им. Ф.М. Достоевского





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ