СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Эвристические возможности аксиологического подхода в правовых исследованиях


Предметная область и основная тематика правовой аксиологии - это проблемы понимания и трактовки права как ценности и соответствующие ценностные суждения (и оценки) о правовом значении позитивного и субъективного права. Правовая аксиология включает в предмет своего исследования наряду с правом также и государство в качестве именно правового явления - как правовой организации публичной власти свободных членов данного общества.

Ключевые слова: Правовая аксиология, либертарная аксиология, гуманистический потенциал, правопонимания.

Правовая аксиология, как учение о ценности права и тип правопони- мания, восходит своими корнями к философии Иммануила Канта. Ценность в его понимании - это то, что имеет значение долженствования и свободы. Речь, таким образом, идет о нормативном и регулятивном значении ценностей, которые представляют собой, по Канту, априорные императивы разума- цели, требования, формулы и максимы должного. Именно с этими ценностями связаны и те категорические императивы, которые формулируются Кантом применительно к морали и праву. Иной подход к проблеме ценностей характерен для объективно- идеалистической философии (от Платона до Гегеля), согласно которой бытие есть благо (т. е. ценность).

Традиционно, выделяется два основных подхода к пониманию аксиологии права: естественно-правовой и либертарно-юридический подходы. По нашему мнению, эвристические возможности аксиологического подхода значительно шире. Мы предлагаем выделить три подхода - это естественно-правовой, гуманистический и позитивистский.

Предметная область и основная тематика правовой аксиологии - это проблемы понимания и трактовки права как ценности и соответствующие ценностные суждения (и оценки) о правовом значении позитивного и субъективного права. Правовая аксиология включает в предмет своего исследования наряду с правом также и государство в качестве именно правового явления - как правовой организации публичной власти свободных членов данного общества.

Согласно естественно-правовой концепции аксиологии, естественное право (как воплощение объективных свойств и ценностей «настоящего» права), выступает в роли должного образца, цели и критерия для оценки позитивного права и того, кто это право устанавливает (законодатель, народ).

При этом в понятие права, в силу натуралистской теории, автоматически включаются другие социальные нормы - регуляторы (мораль, религия, корпоративные нормы). Следовательно, естественное право понимается как уже по своей природе нравственное (религиозное, моральное и т. д.) явление и исходно наделяется соответствующей абсолютной ценностью

[1].

В плоскости правовой аксиологии проблематика правовой ценности закона (позитивного права) и государства подменяется их нравственной (моральной, религиозной) оценкой. Это основной недостаток настоящей школы, так как через отрицание позитивного права и превознесение права естественного делает право вообще неполноценным, однобоким.

Несмотря на столь существенный недостаток, естественно-правовая аксиология имеет и ряд достижений в области правовой теории и практики

среди них можно выделить постановку и разработку проблемы свободы и равенства людей, справедливости, господства права, прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, правового ограничения публичной власти, правового государства и т. д.

Естественно-правовые догматы оказали заметное влияние на развитие философской и правовой мысли. Так, в кантовском моральном учении о праве речь идет именно о моральной, а не о правовой ценности позитивного права и государства.

Несмотря на безусловные достоинства, учение о правовой аксиологии все же нельзя реально применять в условиях господства нормативизма. Большинство правовых семей современности не допускают смешения права и морали, формального и фактического при трактовке естественного права, абсолютизации относительных и нравственных ценностей.

Последовательное преодоление недостатков естественно-правовой аксиологии ведет не к позитивизму, а к теоретически более развитой форме юридического правопонимания и соответствующего толкования ценности права и закона. Появляется так называемая либертарная аксиология - правовая аксиология, основанная на общей теории различения и соотношения права и закона (позитивного права).

Данная концепция права позволяет в русле юридического правопони- мания учесть рациональные моменты и достижения как естественноправовой, так и позитивистской мысли и в то же время преодолеть присущие им недостатки.

Так в отличие от естественно-правового подхода (с его смешением права и морали, правовых и неправовых ценностей), либертарная концепция аксиологии носит строго формальный характер, адекватный праву как форме общественных отношений. Именно это, как мне кажется, и позволяет говорить о том, что компоненты данной концепции (равенство, свобода, справедливость) являются чисто правовыми категориями, составными частями всеобщей правовой формы. В аксиологическом же плане такая концепция права позволяет обоснованно утверждать, что здесь речь идет именно о правовых, а не о моральных, религиозных и иных неправовых ценностях. Причем правовые ценности носят по определению всеобщий и общезначительный характер.

Право тем самым в своем аксиологическом измерении выступает не просто как носитель моральных ценностей, что характерно для естественно-правового подхода, а как строго определенная форма именно правовых ценностей [2].

Позитивизм же, в виду отождествления права и закона и отрицания объективных, независимых от законодателя свойств и характеристик права, отвергает по существу собственно правовые ценности и признает лишь ценность закона.

В противоположность позитивизму, в либертантизме правовая форма, как форма равенства, свободы и справедливости, качественно определена и содержательна. Таким образом, в юридической аксиологии речь идет об оценке с позиций права правового смысла и значения закона, его ценности и назначению в механизме общественного регулирования. Следовательно, ценность закона (позитивного права) и государства, согласно концепции юридической аксиологии, состоит в их правовом значении и смысле с позиций свободы, справедливости и равенства, и это кажется мне верным. Ценность права следует искать не в морали, не в строгой форме закона, а в самом праве, в его сущностных структурах.

Г уманистический подход акцентирует внимание на гуманистическом начале любой правовой системы, который основан на фундаментальных человеческих ценностях как свобода, равенство и справедливость. При этом право как форму, правовую форму фактических отношений (а вместе с тем и формальные компоненты этой правовой формы — равенство, свободу, справедливость) нельзя смешивать с самими фактическими отношениями, с фактическим содержанием общественных отношений, опосредуемых и регулируемых правовой формой. Так что равенство, свобода и справедливость, согласно нашей трактовке, — это правовые формальности, а не фактичности, это формально-содержательные (а не материальносодержательные, не эмпирические) компоненты, свойства и характеристики права и правовой формы.

В аксиологическом отношении весьма существенно то обстоятельство, что свобода и справедливость только в их формальном (формальноправовом) выражении и значении, т. е. только в качестве особых форм выражения и проявления общего смысла формально-правового равенства, могут вместе с принципом формального равенства (и не противореча ему) войти в единое, внутренне согласованное и непротиворечивое понятие права и быть составными компонентами, свойствами и характеристиками всеобщей правовой формы общественных отношений.

Список использованной литературы

Огородников А.Ю. Диалектика взаимодействия интериоризации ценностей и трансформации социальных институтов. - М.: Кругъ, 2013.

Розов Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. - М.: Директ-Медиа, 2013.

Информация об авторах

Шамбуров Сергей Алексеевич - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и информационных дисциплин. Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), (664011, г. Иркутск, ул. Некрасова, 4, e-mail: s_shamburov@mail. ru)

Васильев Николай Гаврилович - кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и информационных дисциплин. Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), (664011, г. Иркутск, ул. Некрасова, 4, e-mail: ngv@bk.ru) УДК 342.97

ББК 67.401


С.А. Шамбуров, кандидат экономических наук, доцент Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России)Н.Г. Васильев кандидат философских наук, доцент Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России)





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ