СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Некоторые проблемы законодательного обеспечения защиты детей в россии


Рассматриваются некоторые проблемы законодательного регулирования защиты детей на примере отдельного нормативного правового акта. Автор отмечает недостатки анализируемого документа. Вносит предложение о его совершенствовании.

Ключевые слова: законодательство, права ребенка, правовая защита.

В Российской Федерации в соответствии с международными документами создана обширная законодательная база, обеспечивающая государственную поддержку детей и их защиту, которая в последнее десятилетие претерпела значительные изменения в целом прогрессивного характера. Существующий блок правовых актов дополнен рядом указов Президента РФ, федеральных законов, направленных на усиление защиты детей

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; социальную поддержку детей - инвалидов; обеспечение информационной безопасности детей; сокращение иностранных усыновлений российских детей - сирот и стимулирование национального усыновления и т. д.

В научной литературе состояние современного законодательства Российской Федерации оценивается с помощью ряда показателей:

мера отражения конституционных принципов;

наличие базовых законов;

равномерность развития отраслей законодательства;

соответствие принципам и нормам международного права;

адекватность решаемым задачам экономического, социального и политического развития, обеспечения прав граждан;

открытость и доступность;

уменьшение правонарушений [4, с. 4 - 14].

Каждый из указанных показателей по-разному проявляется при оценке законодательства о правах и законных интересах детей, но нет ни одного из них, который можно было бы исключить. Анализ современного его состояния свидетельствует о том, что перечисленные требования до сих пор не обеспечиваются должным образом. Проиллюстрируем это на отдельном примере.

Существующая на сегодняшний день национальная законодательная база, с помощью которой может быть конкретизирован правовой статус ребенка, включает в себя нормативные правовые акты, которые вряд ли можно отнести к специальным законам. В первую очередь это относится к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [3].

По мнению ученых и практиков, его качество вызывает серьезные критические замечания [1, с. 118; 2, с. 19 - 22]. Анализируя положения рассматриваемого нормативного правового акта, приходим к выводу, что в нем дана весьма ограниченная дефинитивная база; нечетко сформулированы отношения, регламентируемые законом, многие положения носят чисто декларативный характер; отсутствует последовательность в определении понятия гарантий и их видов; присутствуют противоречия, свидетельствующие о недостаточной концептуальной обеспеченности закона. В частности, в нем произошла подмена гарантий прав ребенка на образование гарантиями реализации политических прав детей, что конечно не одно и то же (ст. 9). Следует обратить внимание на то, что в законе не прослеживается жесткая ответственность родителей за воспитание детей, а их прямая обязанность обеспечивать и реализовывать права ребенка подменена понятием «содействие ребенку» в этом.

По содержанию предмета правового регулирования указанный закон может и должен быть отнесен к источникам различных отраслей права. Именно с его принятием правовой статус ребенка приобрел окончательную легитимность. Однако федеральный закон продекларировал права ребенка, но не указал ни одного из механизмов их реализации.

Такое состояние нормативного правового акта свидетельствует о его несовершенстве. В научных работах авторами неоднократно обосновывались предложения по совершенствованию норм рассматриваемого закона в части закрепления категориального аппарата, дополнения перечня принципов государственной политики в интересах детей и разработки основ реализации прав ребенка [2, с. 10]. Необходимость внесения указанных поправок очевидна. Однако учитывая, что практика так называемого «поправочного законодательства» находит достаточно широкое распространение в законотворчестве и относится к негативным параметрам, считаем возможным предложить несколько другой поход.

Разработать проект нового Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в котором предусмотреть:

уточнение и упорядочение правового содержания понятийного аппарата;

дополнение перечня принципов государственной политики в интересах детей;

государственные минимальные социальные стандарты качества жизни детей;

развитие сферы услуг (в том числе амбулаторных) семьям с детьми, включая раннюю профилактику семейного неблагополучия, медико - социальные и психолого - педагогические услуги, замещающее и последующее попечение;

законодательную норму об обязательной разработке индивидуального плана социальной адаптации и социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

разграничение полномочий, ответственности, финансирования между федеральными, региональными и местными уровнями власти в области государственной политики в интересах детей;

организацию и осуществление мониторинга законодательства Российской Федерации в сфере защиты детства.

Попытка реализации такого подхода может способствовать принятию стабильного и удобного в правоприменении нормативного правового акта.

Участие государства в решении законодательных проблем защиты детей должно основываться не на абстрактной, а на конкретной приоритетности интересов ребенка. Работу по совершенствованию законодательства в сфере защиты детства, необходимо строить с учетом реалий и требований современной государственной политики. Полагаем, что способствовать этому могут высокий уровень научно - аналитического обоснования законопроектов, а также рассмотрение законопроектов комплексно, во взаимосвязи с пакетами документов, обеспечивающих их реализацию.

Список использованной литературы

Борисова Н.Е. Конституционные основы правового положения несовершеннолетних в Российской Федерации (проблемы теории и практики): дисс. ... д-ра. юрид. наук. - М., 2004. - 379 с.

Бондаренко О.А. Реализация конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Челябинск, 2012. - 28 с.

Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федер. закон [от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации.

1998. - № 31. - Ст. 3802.

Правовая реформа: концепция развития Российского законодательства / Бу- лошников М.Я., Окуньков Л.А., Орловский Ю.П., Тихомиров Ю.А. - М., 1995. - 220 с.

Информация об авторе

Сологуб Альбина Юрьевна - старший преподаватель кафедры гражданского права и гражданского процесса. Забайкальский государственный университет (672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, д. 30, e-mail: alb9093@yandex.ru)

УДК 34.340.153 ББК 67.3


А.Ю. Сологуб, старший преподаватель Забайкальский государственный университет





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ