СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Организационные и функциональные особенности структур вснх в восточной сибири в 1921-1926 гг.на примере иркутской губернии


На основании фондов Государственного архива Иркутской области рассмотрен ряд особенностей структуры и деятельности хозяйственных органов Советского государства в Сибири. Учитывая специфику края, дан анализ характерных черт государственного аппарата управления экономикой, в частности иркутского подразделения ВСНХ - Иркутского Губернского Совета народного хозяйства. Выявлено, что система народнохозяйственных органов Сибири, не выходя за пределы существовавшей тогда парадигмы, на протяжении ряда лет строилась и функционировала как обособленная и нетипичная.

Ключевые слова: история государства и права, высший совет народного хозяйства, государственный аппарат, советская власть в Сибири.

В европейской части РСФСР начиная с 1920 г. хозорганы советского государства были заняты выработкой стратегии дальнейшего развития и перехода к плановой экономике [6, с. 65]. Государственное регулирование экономических отношений в сибирских губерниях в это время осуществлялось несколько иным образом.

На подконтрольной советской власти территории система государственных органов выстраивалась, опираясь всецело на Сибирский Революционный Комитет (Сибревком), в подчинении которого находились губернские военно-революционные комитеты, в том числе и Иркутский Губернский Революционный Комитет, созданный в январе 1920 г. [1, с. 83].

Отдел труда и промышленности Иркутского губернского революционного комитета - прообраз будущего звена системы ВСНХ - в 1920 г. находился на полувоенном положении, и решал в основном задачи, связанные с мобилизацией всех доступных ресурсов для обеспечения сохранности всего того, что осталось от предприятий губернии.

В феврале 1920 г. Отдел труда и промышленности был преобразован в Иркутский губернский Совет народного хозяйства (ИГСНХ) на правах отдела Губревкома. Регулирование экономических отношений на местах при помощи чрезвычайного по сути своей органа на рубеже 1920-21 гг. было характерным для сибирских регионов (Красноярск, Новосибирск, Омск, Томск) [4, с. 63].То обстоятельство, что Иркутский Совет народного хозяйства изначально создавался на базе Губревкома, давало ему определенные преимущества в сравнении с Совнархозами западной части РСФСР, так как последние вынуждены были доказывать свое право на существование в постоянной борьбе с неорганизованностью [3, с. 131].

Статус ИГСНХ как органа государственного регулирования экономических отношений на тот момент определялся вышедшим еще в декабре 1917 г. Положением ВСНХ «О районных (областных) и местных Советах народного хозяйства», заложившим основы развития системы совнархозов в стране. Существенные изменения последовали в начале 1921 г. Приказом Сибревкома от 21 января ИГСНХ переводится под юрисдикцию гу- бисполкома. Иркутский Губернский Совнархоз был юридически оформлен в качестве исполнительного органа ВСНХ в губернии. Компетенция ИГСНХ была определена весьма обобщенным образом: управление и регулирование народного хозяйства в губернии, организация государственных заготовок сырья и топлива, финансирование государственных предприятий. Реформированный ИГСНХ задумывался как основное звено государственного аппарата по исполнению хозяйственной политики государства в Иркутской губернии .

После реформ 1921 г. оказалось, что распространенная в европейских регионах РСФСР схема построения и порядок работы структур ВСНХ не отвечает условиям Иркутска - сказывался острый дефицит служащих, а также критическое состояние народного хозяйства Восточной Сибири в данный период [5, с. 51]. В таких условиях перед Губисполкомом был поставлен вопрос о целесообразности существования отдельного государственного органа, занимающегося вопросами промышленности - подразделению ВСНХ в Иркутской губернии грозила ликвидация уже через два года после создания.

Выходом из положения стала реорганизация, проведенная в декабре 1923 г. по совместному Постановлению ВЦИК, Сибревкома и Иркутского Губисполкома. Постановление предписывало слить Иркутский ГСНХ с коммунотделом Губисполкома, и передать во вновь образованный Губернский Отдел местного хозяйства (ОМХ) все закрепленное за ИГСНХ имущество. Реорганизованный ОМХ перенял эти функции от коммунот- дела, и в итоге представлял собой «гибридный» орган с компетенцией по управлению обширным имущественным комплексом - от жилого фонда до промышленных предприятий, имевшихся в губернии. Помимо коммунального управления в структуру ОМХ входило также Производственное управление, а также общая бухгалтерия и секретариат.

Внутренняя структура ОМХ в первые годы существования постоянно менялась: росло количество отделов и уровень специализации подразделений - ОМХ приспосабливался к текущему положению дел в губернии.

Имея широкую компетенцию, Иркутский ОМХ играл главную роль в сохранении и приумножении материальных фондов коммунального хозяйства и промышленности находящейся в его ведении. При этом важно подчеркнуть отсутствие у ОМХ тенденций к постоянному разрастанию аппарата ведомства.

После упразднения Иркутского губернского экономического совещания (Губэкосо) в 1923 г., основным хозяйственным органом губернского масштаба, с которым приходилось вести совместную работу ОМХ, стала

13

Иркутская губернская плановая комиссия (Губплан) . Совместная работа ОМХ и Губплана характеризуется как взаимное дополнение, хотя имели место и явные недостатки. Так, в Иркутской губернии начала 20-х гг. XX в. не удалось избежать распространенного в те времена в СССР «порока» - дублирования полномочий [2, с. 279]. Объяснить это можно относительно низким уровнем правовой регламентации деятельности Губплана, ОМХ и других структур, чья компетенция была тесно переплетена.

Кроме того, ОМХ мало привлекался к составлению народнохозяйственных планов. Иркутский ОМХ, если судить по сохранившимся документам, практически не принимал в этой работе, т.е. игнорировались указания законодателя о порядке разработки народнохозяйственных планов на мес- тах. В 1926 г. Иркутским Губисполкомом был разработан специальный проект Положения об ОМХ, предполагавший упорядочение структуры и более детальную разработку полномочий ведомства и его отделов. Однако данный проект принят не был, так как в том же 1926 г. в связи с окончанием работ по экономическому районированию Иркутская губерния, как административно-территориальный субъект прекратила свое существова- ние, после чего Иркутский Губернский ОМХ в октябре 1926 г. был разделен на три самостоятельных отдела по территориальному принципу.

Таким образом, органы экономического управления в Восточной Сибири в 1920-е гг. имели ряд заметных отличий от аналогичных структур европейской части Советского государства. Как правило, примечательные черты рассмотренных выше структур ВСНХ и СТО были порождением экономических условий Восточной Сибири, хотя имелись и причины иного характера (дефицит кадров, риск восстаний в 1920-21 гг. [5, с. 29]. Естественно, свою лепту внесли и природно-климатические особенности Иркутской губернии. Например, согласно отчетам ОМХ, в течении ряда лет одно из центральных мест в его работе занимали мероприятия по обеспечению сохранности вверенного имущества в условиях суровой сибирской

17

зимы (организация заготовок топлива, уборки снега, и т.п.) .

Несмотря на внешние условия и организационные проблемы Иркутского ОМХ и других хозорганов, в нелегких условиях Восточной Сибири их деятельность характеризовалась в основном успешным решением весьма обширного круга вопросов, важнейшим из которых являлось обеспечение бесперебойного функционирования ключевых отраслей народного хозяйства губернии, развитие ее экономического потенциала. При этом залогом эффективности являлась не громоздкая правовая база или разросшийся аппарат, а правильная организация деятельности хозорганов, встроенных в систему взаимного контроля.

Список использованной литературы

Бугай Н.Ф. Чрезвычайные органы Советской власти: ревкомы, 1918-1921. - М., 1990. - 318 с.

Венедиктов А.В. Организация государственной промышленности в СССР. Т-2, 1921-1934 гг. - Л., 1961. - 863 с.

Гайдулина Р.Р. Формирование региональных управленческих структур ВСНХ: причины и особенности // Экономика и политика. - 2013. - № 6. - С. 128-131.

Куренков А.В. Томский Губревком - чрезвычайный орган государственной власти (декабрь 1919 г. - октябрь 1920 г.) // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 366. - С. 61-69.

Кучемко Н.М. Укрепление социалистической законности в Сибири в первые годы нэпа (1921-1923). - Новосибирск. 1981. - 272 с.

Сафонов М.А. Мероприятия Советского государства в области подготовки индустриализации страны в 1921-1925 гг. // Пролог: журнал о праве. - 2014. - № 2. - С. 65-69.

Информация об авторе:

Сафонов Михаил Александрович - аспирант кафедры теории и истории права и государства. Сибирская академия права, экономики и управления (664025, г. Иркутск, ул. Сурикова, 21, e-mail: leftfordeadmoe@mail.ru)

УДК 342.7

ББК 67.400.7


М.А. Сафонов, аспирантСибирская академия права, экономики и управления





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ