СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Виды государственного регулирования


Рассматриваются виды государственного регулирования по различным основаниям. Особое внимание обращается на правовое и неправовое государственное регулирование.

Ключевые слова: государственное регулирование, правовое регулирование, нормативное и индивидуальное регулирование, централизованное и децентрализованное регулирование, правовое и неправовое регулирование.

Прежде чем говорить о видах государственного регулирования, следует хотя бы несколько слов сказать о самом государственном регулировании. В отечественной юридической науке теория государственного регулирования еще не получила должной разработки, несмотря на то, что имеется достаточно много исследований по теории правового регулирования. Вместе с тем государственное и правовое регулирование не совсем тожде41

ственные феномены, хотя имеют довольно много точек соприкосновения, тем более, что теория правового регулирования разрабатывалась в отечественной юриспруденции по сути как теория государственного регулирования. Поскольку почти весь советский период право в отечественной науке понималось как совокупность (система) установленных или санкционированных государством норм, т. е. как позитивное право, правовое регулирование практически отождествлялось с государственным регулированием. Между тем при ином, непозитивистском понимании права, правовое регулировании не тождественно государственному регулированию, поскольку правовое регулирование может быть как государственным, так и негосударственным, а государственное регулирование - как правовым, так и неправовым. С учетом этого государственное регулирование кратко можно определить как деятельность государства и других субъектов, направленную на упорядочение общественных отношений с помощью норм позитивного права и других юридических средств.

Теперь рассмотрим основные виды государственного регулирования. В отечественной теории государства и права вопрос о видах государственного регулирования обычно трактуется как вопрос о видах правового регулирования. В частности, рассматриваются такие виды правового регулирования, как нормативное и индивидуальное, централизованное и децентрализованное, координационное и субординационное и некоторые другие. Думается, что и государственному регулированию присущи точно такие же виды, что и правовому регулированию, хотя полного совпадения здесь, как представляется, нет.

Прежде всего, в зависимости от субъектов, осуществляющих государственное регулирование, можно выделить:

1) регулирование, осуществляемое государственными организациями; 2) регулирование, осуществляемое негосударственными организациями, и 3) регулирование, осуществляемое народом.

Регулирование, осуществляемое государственными организациями, является собственно государственным регулированием. Это основной и наиболее распространенный вид государственного регулирования, поскольку такое регулирование осуществляется органами государственной власти и другими государственными организациями (государственными учреждениями, государственными предприятиями и т. д.). Определяющую роль здесь играет регулирование, осуществляемое органами государственной власти. Регулирование, осуществляемое негосударственными организациями и народом, тоже следует отнести к государственному регулированию, поскольку негосударственные организации и народ осуществляют праворегулирующую деятельность с санкции государства.

Далее, исходя из средств, при помощи которых осуществляется государственное регулирование, следует различать нормативное и индивидуальное регулирование. Нормативное - это регулирование, осуществляемое при помощи норм позитивного права. По сравнению с индивидуальным регулированием оно носит общий характер, является первичным и определяющим. Индивидуальное - это регулирование, осуществляемое при помощи различных индивидуальных юридических средств (индивидуальных договоров, актов применения права и т. д.). В отличие от нормативного индивидуальное регулирование не носит общего характера, поскольку связано с упорядочением конкретных, единичных общественных отношений. В этой связи индивидуальное государственное регулирование иногда называют казуальным регулированием [1, с. 38, 104-105, 158]. Как правило, индивидуальное регулирование следует за нормативным и дополняет его, конкретизируя предписания правовых норм применительно к отдельным, единичным случаям.

Индивидуальное регулирование принято подразделять на автономное, координационное (договорное) и субординационное (правоприменительное) [2, с. 126-127; 4, 309 - 310; 3, 42-43, 56-77]. Собственно государственным здесь будет только субординационное регулирование, ибо автономное и координационное регулирование государственного вмешательства не требуют. Вместе с тем автономное и координационное регулирование может рассматриваться как относительно государственное регулирование, поскольку субъекты при автономном и координационном регулировании имеют возможность самостоятельно упорядочивать свои отношения только в пределах дозволенного нормами позитивного права.

В зависимости от степени централизации следует различать централизованное и децентрализованное государственное регулирование. Централизованное государственное регулирование - это регулирование, которое осуществляется центральными органами государственной власти и распространяется, как правило, на всю территорию страны и всех лиц, находящихся на этой территории. Оно осуществляется преимущественно с помощью нормативных правовых актов, хотя не исключается использование и индивидуальных правовых актов (например, о переносе дней отдыха). Основное достоинство данного вида государственного регулирования состоит в том, что оно вносит единообразие в регулирование общественных отношений на всей территории страны и позволяет с минимальными для государства затратами добиться в обществе того порядка, к которому государство стремится. Вместе с тем чрезмерная централизация приводит к излишней зарегулированности общественных отношений, мелочной над ними опеке, ограничению свободы участников общественных отношений. В этой связи обязательно требуется децентрализованное регулирование.

Децентрализованное государственное регулирование - это регулирование, которое осуществляется региональными и местными органами государственной власти, а также некоторыми другими субъектами (органами местного самоуправления, администрацией учреждений, предприятий, организаций, трудовыми коллективами). В качестве средств регулирования здесь используются как нормативные, так и индивидуальные правовые акты. Децентрализованное государственное регулирование дает соответст вующим субъектам возможность более или менее самостоятельно урегулировать те или иные общественные отношения с учетом интересов регионов, административно-территориальных образований, организаций, трудовых коллективов. Вместе с тем оно в целом должно соответствовать централизованному регулированию.

По сфере действия позитивного права государственное регулирование следует подразделить на общее, ведомственное, местное и локальное. Общее государственное регулирование имеет самую широкую сферу действия: оно распространяется на всю территорию страны и охватывает поведение всех субъектов. Ведомственное государственное регулирование осуществляется в рамках той или иной области государственного управления: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, образования и т.

д. Местное государственное регулирование осуществляется в пределах административно-территориальных образований нормативными и индивидуальными правовыми актами местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Наконец, локальное государственное регулирование осуществляется государственными учреждениями, предприятиями, организациями нормативными и индивидуальными правовыми актами этих учреждений, предприятий и организаций.

Виды государственного регулирования могут быть выделены и по некоторым другим основаниям. Например, исходя из того, что государственное регулирование осуществляется в основном при помощи законов и подзаконных нормативных актов, можно выделить законодательное и подзаконное регулирование. В федеративных государствах ввиду наличия там федеральной и региональной систем законодательства допустимо выделение федерального и регионального государственного регулирования. Кроме того, учитывая, что государство может устанавливать как правовые, так и неправовые законы, государственное регулирование может быть правовым и неправовым. Правовое государственное регулирование - это регулирование, осуществляемое правовыми законами. Государственное регулирование в принципе должно быть правовым, но коль скоро наряду с правовыми встречаются неправовые законы, государственное регулирование может приобретать и неправовой характер.

Таким образом, государственное регулирование в зависимости от оснований классификации можно подразделить на самые разные виды, что позволяет расширить наши представления о данном феномене. Особое значение в настоящее время приобретает различение правового и неправового государственного регулирования, которое со всей определенностью позволяет говорить о том, что государственное и правовое регулирование - не совпадающие феномены.

Список использованной литературы

Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М., 1966. - 188 с.

Кашанина Т.В. Индивидуальное регулирование в правовой сфере // Сов. го44

сударство и право. - 1992. - № 1. - С. 122-130.

Минникес И.А. Индивидуальное правовое регулирование: проблемы теории и практики. - Иркутск, 2008. - 160 с.

Черданцев А. Ф. Теория государства и права : учеб. - М., 2003. - 395 с.

Информация об авторе

Пьянов Николай Андреевич - кандидат юридических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доцент кафедры теории и истории государства и права. Иркутский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России). (664011. г. Иркутск, ул. Некрасова, д. 4).

УДК 34(091)

ББК 67.2


Н.А. Пьянов, кандидат юридических наук, доцент Иркутский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ