СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


К вопросу о правовом режиме юридического информирования, консультирования, толкования-разъяснения по современному российскомузаконодательству


Обосновывается необходимость совершенствования правового регулирования ряда форм юридического содействия реализации прав и законных интересов. Предлагается исключить противоправность деяния в случае его совершения в соответствии с правовой информацией, консультацией, толкованием-разъяснением, полученным в установленном порядке от органов публичной власти и их должностных лиц.

Ключевые слова: юридическое содействие реализации прав и законных интересов, правовое информирование, правовое консультирование, официальное толкование права, правовой режим.

Целенаправленное правовое информирование преследует две основные цели: довести правовые нормы до всеобщего сведения и разъяснить их смысл. Целенаправленное правовое информирование - достаточно широкое понятие, включающее в себя разнообразные формы (деятельность СМИ, правовое образование, наглядная правовая агитация и др.), которые, в свою очередь, также включают многообразные средства, приемы, методы. Обеспечение доступности правовой информации может идти по двум направлениям: самостоятельное общение человека и закона (и других источников правовой информации) либо получение правовой информации с помощью квалифицированного юриста, в роли которого может выступать адвокат, юрисконсульт, должностное лицо правоприменительного либо правоохранительного органа. Правовое (юридическое) консультирование также весьма широкое понятие, отражающее правовое явление, сопровождающее практически все виды юридической деятельности, но, в отличие от информирования, оно имеет своим предметом конкретную правовую ситуацию и направлено на выявления возможных правовых путей ее решения и их последствий, уяснения путей и способов реализации интересов заинтересованных лиц, выработку конкретных рекомендаций по стратегии и тактике юридически значимой деятельности в данной правовой ситуации.

По признаку институализации (институционализации) правовое информирование и консультирование могут быть институализированными и неинституализированными. В рамках институционализированного юридически значимого правового информирования (информирования, исходящего от субъекта, наделенного соответствующими полномочиями или выполняющими функции, когда неинформирование (ненадлежащее информирование) могут влечь юридические последствия (например, невозможность применения неопубликованного закона) следует выделять юридическое информирование, имеющее характер юридического средства содействия реализации прав и законных интересов (справка по какому либо вопросу, полученная у адвоката, иного юриста и оплаченная по соответствующему договору). Юридическое консультирование и толкование (разъяснение) также могут выступать в качестве средства юридического содействия реализации прав и законных интересов, либо быть средствами правового просвещения.

На сегодняшний момент в России юридическое информирование и консультирование как формы юридического содействия реализации прав и законных интересов институализированы как минимум в виде (форме) юридической помощи и в виде публичных (государственных и муниципальных) услуг; толкование-разъяснение институализировано в виде полномочий органов публичной власти, а в пределах компетенции и иных субъектов, на аутентичное и легальное разновидности правоинтерпретационной деятельности.

Поскольку цели и функции юридического информирования, консультирования, толкования-разъяснения едины, как при оказании юридической помощи, так и при осуществлении государственных и муниципальных услуг, их правовой режим должен быть единым.

Прежде всего, это касается правового режима ответственности за ненадлежащие правовое информирование, консультирование и толкование- разъяснение. Содержательные требования к качеству перечисленных действий и ответственность за их надлежащее совершение стороны адвоката, иного юриста выработаны судебной практикой, тогда как применительно к государственным и муниципальным услугам ответственность установлена за нарушение порядка (срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги; нарушение срока ее предоставления; требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами и т.д.), но не за правильность информации, консультации, разъяснения.

Позитивный пример в этом плане дает ст. 111 НК РФ, в которой к обстоятельствам, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, отнесено выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), кроме случаев, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

Думается, есть все основания ввести аналогичные нормы, установив обязанности органов публичной власти и их должностных лиц предоставлять юридически значимую информацию по вопросам реализации прав граждан и организаций при взаимодействии с данным органом публичной власти в соответствии с его компетенцией. Правового регулирования, которое осуществляется Федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 8- ФЗ (в ред. от 28 декабря 2013 года, с изм. от 4 ноября 2014 года) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в этом направлении явно недостаточно, поскольку его предмет - информация о деятельности органов публичной власти. Введение норм о юридически значимом правовом информиро вании о реализации прав граждан и организаций будет способствовать, с одной стороны, повышению качества работы и ответственности за предоставляемую правовую информацию должностных лиц органов публичной власти, а с другой, позволит исключить неблагоприятные правовые последствия для субъектов права, добросовестно исполнивших указания органов публичной власти, а также избежать ситуаций противоположных правовых оценок одних и тех же действий (бездействия) различными контролирующими, надзирающими и иными органами публичной власти.

Список использованной литературы

Гриб В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты: монография. - М.: Издательство «Юрист», 2011. - 400 с.

Шафиров В.М. Обеспечение права: человекоцентристский подход: монография. - Красноярск: РУМЦ ЮО, 2005. - 228 с.

Информация об авторе

Панченко Владислав Юрьевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права. Сибирский федеральный университет. (660075, г. Красноярск, ул. Маерчака, 6, e-mail: panchenkovlad@mail.ru)

УДК 342.9 ББК 67.401.0


В.Ю. Панченко, кандидат юридических наук, доцент Сибирский федеральный университет





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ