СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОРОДА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГЕРМАНИИ: (X-XIII ВВ.)


В статье рассматривается история формирования городского управления в средневековой Германии. Показан процесс перехода от купеческого к городскому праву, влияние торговли и ремесла на процесс формирования городов. Особое внимание уделено городской коммуне.

Ключевые слова: история государства и права, городское право, средневековый город, городское управление, средневековое право

Предыстория немецких городов уходит своими корнями в эпоху Ка- ролингов, когда были сформированы примитивные торговые поселения или крепости, игравшие роль укрытий на случай военной опасности. Например, Магдебург возник в 805 г. как торговое поселение там, где немецкие ремесленники продавали свои изделия славянам из племени венедов, а Гамбург был основан в качестве крепости.

Основное отличие города от деревни в средние века не в особом правовом или политическом статусе города, а в том, что город - это центр торговли и ремесла. Цеховой строй - это специфическая форма средневековой организации ремесла, которая имела в первую очередь экономические, а не социально-политические функции. Особое политико-правовое положение городов и особое устройство городской жизни явились производным, вторичным признаком средневекового города.

Немецкие города возникают на главных торговых путях, в местах торгового обмена с соседними государствами, в удобных гаванях. Владельцы этой земли получали значительную долю городских доходов от ремесла, торговли, монетного дела и судебных штрафов. Гражданское население несло в пользу вотчинника различные повинности и платило чинш наравне с крепостными крестьянами.

Среди городских жителей организуются прежде всего купцы. Но в Х в. купеческие гильдии нередко охватывали и ремесленников при условии уплаты господину города тех же налогов, которые взимались с купца. В период возникновения городов как центров торговли и ремесла (XI в.), купцы и ремесленники, по словам Э. Вернера, составляли «динамичный элемент развития» [6, s. 13-14] .

С XI в. помимо купеческих гильдий в городах появились объединения более высокого порядка - союзы горожан, их клятвенные товарищества. Каждый горожанин (бюргер), вступая в такой союз, приносил клятву отвечать за долги города, участвовать в поддержании внутри города правопорядка, платить необходимые налоги и нести другие тяготы, защищать город в случае опасности. Наряду с принесением клятвы, требовалось также внести вступительный взнос. Таким образом, бюргер становился членом замкнутой корпорации, которая со своей стороны брала на себя обязательство защищать интересы всех своих членов.

Образование в городах клятвенных товариществ позволило им вступать в борьбу с феодальными господами этих городов за признание определенной самостоятельности городов. Первой целью клятвеннотоварищеского движения в городах было приобретение городской общиной собственной власти, защиты горожан от налогообложения.

Если борьба городов за самоуправление оказывалась успешной, то она завершалась провозглашением коммуны, т.е. учреждением в городе выборных органов власти в лице бургомистра и присяжных.

Чаще всего приобретение городом статуса коммуны сопровождалось пожалованием городу особой освободительной грамоты, которая утверждалась императором. Фактически же статус коммуны города завоевывали либо с помощью вооруженной силы, либо добывали его покупкой, либо, наконец, отсуживали его у феодалов.

В XII в. большое количество старейших городов получили статус коммуны. Отныне характерной чертой города стало наличие не купеческого права (его действие теперь распространялось лишь на часть горожан), а городского права, действие которого распространялось на всех горожан и которое было установлено не кем иным, как властями данного города.

Как справедливо отмечает Г. Планитц, XIII в. был тем рубежом, на котором в Германии появляется город нового типа, «город в правовом смысле», город, выступающий как юридическое лицо [4, s. 130].

Перевод города на режим городского права оформлялся особым локационным актом. Этот акт закреплял правовое отделение города от остальной территории, а горожан - от остального населения страны.

Город имел подвластный ему административный округ, охватывающий более или менее значительную территорию с расположенными на ней деревнями, землями. Это мог быть округ с радиусом в несколько километров от 5 до 400 кв.м. и более, включавший тысячи деревенских жителей.

Локационный акт вводил определенные организационные и правовые формы, несвойственные остальной территории.

Польские историки права выделяют четыре признака города, присущие всем городам Западной и Центральной Европы и характеризовавшие город как социальный институт и как элемент государственного устройства:

особая профессиональная структура населения;

особая пространственная структура, форма строений и укреплений, отделявшие город от окружающей территории;

учреждение собственных органов власти, в частности, судов;

особое правовое положение городского населения [1, с. 62].

В зависимости от того, кто выдавал локационный акт (сам император или князь), и на чьей земле находился город, различались города имперские и частновладельческие. Среди последних выделялись своими размерами и политическим значением епископские города. Более мелкие города, расположенные на землях светских князей, именовались просто земскими.

Рост экономического могущества городов привлекал к себе самые разнообразные слои населения. Многие феодалы переселялись вместе со своей прислугой на постоянное жительство в города. Прибывшие вместе с ними ремесленники все больше и больше начинали работать на рынок. Несмотря на это такие ремесленники какое-то время оставались лично несвободными, зависимыми от своих господ. Лишь распоряжением Генриха IV на таких ремесленников была распространена юрисдикция городских судов и они, таким образом, частично были приравнены к свободным городским жителям [4, s. 88]. С этого времени свободный статус ремесленника стал презюмироваться так, что их бывшие господа могли вернуть их под свою власть только по решению городского суда.

Крепостные крестьяне, спасаясь от непосильного гнета, убегали от своих господ и нередко искали убежища в городах. Г орода со своей стороны проявляли заинтересованность в росте своего свободного населения, исходя из того, что численность населения довольно прямо влияла на силу и значение города. После того, как Г енрих V разрешил Вормсу и Шпейру, а Лотарь III - Страсбургу возлагать обязанности уплаты некоторых городских налогов также и на беглых, процесс о свободе таких лиц перешел в ведение исключительно городского суда. Окончательное юридическое решение этого вопроса связывается с актами императора Фридриха I Барбароссы. В 1186 г. в его указе об утверждении прав города Бремена было установлено правило, в соответствии с которым человек, проживший в городе один год и один день и не схваченный в течение этого времени своим господином, мог ссылаться на отказ господина от его прав. В 1189 г. Фридрих I предоставил такую же привилегию городу Любеку, а указом Фридриха II городу Госляру в 1219 г. было даровано городское право. Постепенное распространение подобных норм на все города породило поговорку о том, что «городской воздух делает человека свободным». Этот принцип, созданный экономическими условиями, сделался, между прочим, могучим рычагом освобождения крестьян [5, s. 49].

В этих условиях резко увеличилось количество городов в средневековой Германии. Если к началу Х в. городов было сравнительно немного, то уже к концу XI в. их насчитывалось в Германии свыше 100 [3, с. 3-10], а XII и XIII вв. справедливо считаются «классической эпохой закладки немецких городов: в одной только северо-восточной части Германии в это время было основано около 350 городов» [2, с. 46]. Возникшие в этот период города нередко сразу же получали от своих основателей (императора, герцога, архиепископа и т.п.) все необходимые вольности, которые закреплялись пожалованием особой грамоты или «конституции».

До тех пор, пока города были заинтересованы в увеличении их населения, порядок принятия в число горожан был простым и доступным. Для получения статуса горожанина, кроме прохождения процедуры принятия, необходимо было иметь недвижимость в черте города, земельный участок (городской лен). Одновременно стал складываться слой неполноправных горожан, не имеющих земельной собственности. Чаще всего они имели дома на земле полноправных горожан.

Провозглашение в средневековом городе коммуны не означало установление в нем истинно демократического правления. Власть в городе принадлежала патрициату, богатой привилегированной верхушке населения (крупное купечество, землевладельцы, ростовщики). Они держали в своих руках все управление городской общиной, присвоив себе исключительное право избрание городского совета и замещения городских магистратур. Со временем в городах началась борьба бюргеров с засильем патрициата, фактически узурпировавшим власть.

Города, основанные могущественными княжескими родами (Вельфа- ми, Зерингами и др.), искали обычно защиту у «своих» феодальных магнатов и вместе с ними действовали против централизаторской политики отдельных императоров. Созданные в XIII в. союзы городов (Рейнский, Дунайский, Ганза) заботились о защите лишь своих групповых интересов и не проявляли заинтересованности в объединении всей Германии под властью императора. В результате укрепление городов здесь оказалось в числе факторов, способствовавших не централизации, а напротив, децентрализации государства, его политической раздробленности.

Список использованной литературы

Бардах Ю., Леснодорский Б., Пиетрчак М. История государства и права Польши. - М.: Юрид. лит., 1980. - 559 с.

Дживилегов А.К. Средневековые города в Западной Европе. - СПб., Брокгауз30

Ефрон, 1903 - 262 с.

Стоклицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы средневекового города X - XV вв. - М.: Соцэкгиз, 1960. - 349 с.

Planitz H. Die deutsche Stadt im Mittelalter: Von der Romerzeit bis zu den Zunft- kampfen. - Weimar, 1975.

Werner B. Stadtluft macht frei // Fruhscholastik und burgerliche Emantipation in der ersten Нalfte des 12. Jh. - Berlin, 1976

Werner E. Ideologie und Gesellschaft cm 11. Jh. // Jahrbuch fur Geschichte des Feudalismus. - Berlin: VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften. - 1982. Bd.6. S. 10-27

Информация об авторе

Корчагина Людмила Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права. Иркутский институт (филиал) Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России). (664011. г. Иркутск, ул. Некрасова, д. 4).

УДК 340.15

ББК 67.3


Л.А. Корчагина, кандидат юридических наук, доцент Иркутский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции(РПА Минюста России)





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ