СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Основные подходы к классификации регламентарных актов


В статье рассматривается проблема классификации регламентарных актов. Обосновывается необходимость градации регламентарных нормативных правовых актов, которая диктуется многообразием их форм, анализируются цели и задачи классификации в целом, а также различные основания классификации.

Ключевые слова: классификация; нормативные правовые акты; указы; регламентарные акты.

Одним из научных методов познания может служить классифицирование различных правовых явлений. Любая классификация позволяет глубже проникнуть в проблемы сущности, роли и функций актов в правовом регулировании, а также учесть все многообразие их форм. Это полностью относится и к регламентарным актами.

Классификация регламентарных актов возможна в различных целях и по неограниченному числу оснований. Отсутствие возможности строгой фиксации оснований может привести к тому, что один и тот же акт может быть включен в одну группу - по одному основанию классификации, по другому - во вторую и так бесконечно. «Выбор критериев классификации правовых актов и очередность их использования при наличии двух или нескольких критериев всякий раз зависит от того, какие цели преследуются при классификации (учебные, исследования актов, учета, систематизации и т.д.» [2, с. 22].

Выделим только наиболее обобщенные основания, но при этом постараемся отразить комплексную классификацию. Признание существенным того или иного основания является относительным, так как «если во взаимосвязи определенного предмета с одной группой предметов имеют существенное значение одни его признаки, свойства, то во взаимосвязях с другими видами деления эти свойства могут оказаться несущественными или просто бесполезными» [4, с. 19].

Основная роль классификации регламентарных нормативных правовых актов - аналитическая. Именно с помощью классификации возможна фиксация закономерных и объективных связей между различными актами, путем распределения их по соответственным классам, путем построения схемы, позволяющей упорядочить хаотичный набор нормативных правовых актов. Схема позволяет точно определить место того или иного акта, а также дает возможность ориентации и выявления закономерностей в многообразии действующих (принимаемых) нормативно-правовых актов, что в дальнейшем дает возможность субъекту нормотворчества применять полученные знания на практике, например, при систематизации актов, при определении верховенства того или иного регламентарного акта.

Традиционно в юридической науке все правовые явления принято классифицировать в зависимости от существующей системы права.

По предмету правового регулирования или по отраслевой принадлежности можно выделить акты конституционного, уголовного, гражданского, финансового, административного, банковского, таможенного и иных отраслей права. Однако эта классификация условна, поскольку очень часто один акт содержит нормы двух и более различных отраслей права.

По характеру норм регламентарные акты подразделяются на акты, которые содержат нормы материального права; акты, которые содержат нормы процессуального права и акты, которые содержат смешанные нормы.

По времени действия регламентарные акты бывают срочные и бессрочные. Срочные регламентарные акты - это акты, действие которых ограниченно определенным временем действия. Данный срок может быть указан непосредственно в акте либо определяться общими положениями о той или иной форме акта. Так, указы Президента Российской Федерации, «восполняющие» законодательство, действуют определенный в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации срок - вплоть до принятия законодательного акта, регламентирующего данные общественные отношения.

Бессрочными признаются акты срок действия, которых не ограничен временными рамками. К бессрочным регламентарным актам относятся акты, Банка России или Г енеральной прокуратуры Российской Феедрации.

В зависимости от круга лиц, на который акты распространяют действие, они подразделяются на акты, имеющие общее значение (распространяются на всех лиц, находящихся на территории действия данного регламентарного акта - например, указы Президента Российской Федерации, «восполняющие законодательство») и акты специального действия (действуют в отношении определенной категории лиц. В частности, Регламент Государственной Думы Российской Федерации действует только на депутатов Государственной Думы и не затрагивает депутатов Совета Федерации либо иных граждан, не являющихся депутатами Государственной Думы.

В зависимости от форм, в которых принимаются (издаются)

регламентарные акты - приказы, постановления, положения и т.д.

В форме указа принимаются акты, исходящие от главы государства, регламентирующие наиболее значимые общественные отношения, содержащие материальные нормы.

Постановлением, как правило, оформляются решения коллегиального органа государственной власти либо совместные решения органов государственной власти и осуществляющих ее на основании принципа единоначалия.

В форме положений принимаются регламентарные акты, устанавливающие правовой статус каких-либо органов власти.

Правила - это акты, устанавливающие порядок действия субъектов, последовательность и содержание этих действий, регулирующие специальные стороны деятельности, решение технических и процедурных вопросов [3, с.62].

Регламент определяет порядок деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, их структурных подразделений.

Приказ - акт правомочного лица, принятый в порядке осуществления единоначалия. Он устанавливает конкретные предписания по отдельным вопросам компетенции, утверждает (изменяет, отменяет) другой акт [1, с.9] .

По порядку принятия регламентарные акты подразделяются на акты, принимаемые в порядке осуществления принципа единоначалия (например, декрет Президента, имеющий силу закона, в Италии) и акты, принимаемые коллегиальным органом государственной власти (такие, как регламенты палат Федерального Собрания Российской Федерации или постановления Правительства во Франции).

В зависимости от полномочий, которые осуществляет государственный орган, можно выделить акты, принимаемые государственными органами в порядке осуществления своих полномочий (прямо предусмотренных в Конституции либо основанных на конституционно-правовом положении государственного органа) и акты, принимаемые в порядке осуществления делегированных полномочий.

Примером первого вида могут служить декреты, имеющие силу закона, принимаемые Президентом Италии (в Конституции Италии прямо предусмотрено данное право Президента). К актам, делегированного правотворчества возможно отнести ордонансы Совета министров Франции.

Подводя итоги исследования, можно отметить, что классификация регламентарных нормативных правовых актов позволяет глубже проникнуть в суть этого слабо представленного в отечественной науке явления. Она, во-первых, способствует определению места каждого акта в системе нормативных правовых актов. Во-вторых, классификация дает возможность лучше понять и уяснить юридическую природу, особенность каждого регламентарного акта. В-третьих, она позволяет совершенствовать систему нормативных правовых актов в целом, поскольку именно классификация позволяет определить взаимосвязь каждого акт в системе. В- четвертых, классификация выполняет познавательную функцию. Таким образом, научная классификация решает не только теоретические, но и практические задачи.

Список использованной литературы

Богидаева С.Н. К вопросу о приказах федеральных органов исполнительной власти // Современные проблемы правотворчества и правоприменения: сб. науч. Тр. / отв. ред. А.А. Усачев. - М.: Иркутск: ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2009. - Вып. 5.

С. 6-9.

Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии: Научнопрактическое пособие / отв. ред. Р.Ф. Васильев. - М.: Юриспруденция, 2000. - 320 с.

Кучерова Т.Е. Технико-юридические особенности нормативных актов федеральных органов исполнительной власти // «Черные дыры» в российском законодательстве. - 2006. - № 1. - С. 60-63.

Поленина С.В., Сильченко Н.В. Научные основы типологии нормативноправовых актов в СССР. - М.: Наука, 1987. - 151 с.

Информация об авторе

Волкова Светлана Николаевна - старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права. Иркутский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» (664011, г. Иркутск, ул. Некрасова, 4, e-mail: volkovasn@bk.ru).

УДК 342.72 ББК67.400.7


С.Н. Волкова, Иркутский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ