СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


ИНСТИТУТ УСЫНОВЛЕНИЯ В РОССИИ XII-XVIII ВВ. (ЗАКОН, КАНОН, ОБЫЧАЙ)


В статье рассмотрены обряды, совершаемые при приобретении наследника. Проанализирован один из базисных постулатов канонических норм - что духовное родство превыше кровного. Рассмотрены обряды бра- тотворения и сынотворенья, посредством которых решалась проблема приобретения наследников и установлено, что наряду с официальным действием церковного усыновления в Российской империи практиковалось и фактическое усыновление.

Ключевые слова: усыновление, каноническое право, обряд, церковь, наследник.

Русское Православие это своеобразная форма христианства, складывающаяся постепенно и наложившая отпечаток на семейные правоотношения. Принятие христианства обусловило влияние канонического права на светские законы Российского государства. Например, семейные правоотношения длительное время регулировались исключительно церковными нормами: постановления византийского права в России действовали как минимум до XVIII столетия включительно. Даже тогда, когда семейные отношения были приняты государством под свою юрисдикцию, влияние церковного права на семейное законодательство было бесспорным фактом.

Немалое влияние на брачно-семейную сферу отношений оказывали обычаи и традиции. Фактически, как заметил А.Л. Боровиковский, семейные отношения регулировались нравами, а не законами [2, с. 3]. Основным распространителем обычаев явился народ (в большинстве своем крестьяне), который смог сохранить и использовать языческие обычаи, частично «переливая» а частично переплетая их содержание в канонические нормы. Именно с принятием официальной религии изменился вид древней семьи, трансформировавший ее внутреннее содержание и, соответственно, отношения между ее членами. Так, термин «незаконные дети» и запрет на их усыновление внедрила христианская религия, иначе внебрачные связи рас- сматривались бы как поощрение со стороны церкви.

Одна из проблем, которую приходилось решать каноническим нормам и нормам обычного права - это проблема бездетности и способы восполнения семьи. Лучше всего для решения данной проблемы подходило усыновление.

Усыновление являлось средством для достижения определенных целей. В частности, для своего усыновителя усыновленный выступал и преемником его религиозного культа, и наследником политического статуса, и субъектом материальных прав.

До XVIII столетия российский законодатель практически не занимается вопросами усыновления, оставляя как сущностные, так и процессуальные аспекты данной сферы на усмотрение церковной власти и, частично, обращаясь к обычаям.

Обычное право, сохранившее языческие традиции, допускало усыновление в нескольких формах. Это «сынотворение», а также часто используемый обряд фиктивного рождения или фактический прием.

Канонические нормы также предлагали специальные процедурные действия, основные из которых - «сынотворение» и «братотворение». К данным обрядам прибегали в случае отсутствия потомства, когда возникала необходимость передачи не только наследственной массы, но и религиозного пиетета.

В Римском государстве (классический период) борьба с безбрачием и бездетностью осуществлялась в соответствии со специально изданным законом. Закон обязывал всех мужчин (от 25 до 60 лет) и женщин (от 20 до 50 лет) состоять в браке и иметь детей. В случае невыполнения первого требования следовало лишение наследства. В случае неисполнения второго условия (т.е. если у супругов, состоящих в браке, отсутствовало потомство) бездетные супруги получали лишь половину наследства [4, с. 353].

Российское государство, приняв христианскую веру, не оставило в стороне и собственный и заимствованный накопленный опыт решения вопроса о принятии в семью.

Одним из способов приобретения наследника явилось усыновление посредством обряда сынотворенья. Процедура усыновления осуществлялась посредством церковного обряда «сынотворенья» [3, с. 472-473] в отношении лица, не являющегося в реальности кровным ребенком усыновителя. Данная процедура устанавливала духовное родство между сторонами (усыновители и усыновляемый) посредством чинопоследования в сынопо- ложение. Процедура сынотворения сопровождалась специальным богослужебным текстом.

Следует отметить, что в российской практике сформировалась очень жесткая позиция по отношению к кровным, но рожденным вне брака детям. Осуждая внебрачные связи, церковь наложила запрет на возможность узаконения собственных незаконнорожденных детей посредством данного обряда.

Помимо обряда сынотворенья существовали и иные сходные формы ритуального родства, например, обряд братотворения, который был известен и в древнем Риме.

Обряд братотворения [1, с. 334] подразумевал установление духовного родства, т.е. побратимства. Обряд братотворения известен под разными названиями, например, названное братство, куначество, кумовство, соот- цовство, задружество (задруги). Процедура побратимства заключалась в принесении публичной клятвы, скрепленной церемониальным смешением крови, а некоторые источники утверждают, что ее испитием, обменом именами, оружием, одеждой. Кстати, христианская традиция обмена нательными крестами восходит к братотворению.

В восточных провинциях Римской империи среди перегринов было широко распространено братотворение для передачи наследства, а римским гражданам закон позволял передавать наследникам имущество только посредством процедуры усыновления. Правда, римское право не содержало прямого запрета на указание в завещаниях под именем брата любого человека, к которому питал «братскую любовь» (fraternacaritas).

Данный обряд вот уже несколько столетий не проводится церковью из-за активного протеста верующих. Они считают, что данная процедура имеет сходство с обрядом венчания, поэтому она с большой вероятностью может быть использована для заключения однополых браков.

Этот протест не лишен оснований. По мнению, Дж. Босуэлла, обряд братотворения использовался для прикрытия легального мужеложства, т.к. непосредственная церемония заключалась в следующем: «братья» держась за руки, обходили стол, на который ставилась праздничная икона или Евангелие, сопровождалось данное действо венчальным песнопением и завершалось Причащением [5, с. 190]. Поэтому уже в средние века был введен канонический запрет на проведение данного обряда.

Можно заключить, что до XVIII столетия в России существовало два вида усыновления: фактическое и церковное. Несмотря на то, что данные разновидности усыновления базируются на различных основаниях, некоторые моменты и формы (например, обряд «сынотворения») носят универсальный общий характер

Список использованной литературы

Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства. - М.: Типо - лито С.А. Петровского, 1879. - 728 с.

Боровиковский А.Л. Конституция семьи по проекту Гражданского Уложения. Из журнала Министерства Юстиции (ноябрь 1902 г.). - СПб.: Сенатская типография, 1902. - 40 с.

Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. - Изд. 3-е, доп. - Киев: Типография Высочайше утвержд. Т-ва печатн. дела и торг. И.Н. Кушнерев и Ко в Москве, 1900. - 692 с.

Покровский И.А. История римского права. - Изд. 3-е, испр. и доп.

Петроград: Издание Юридического книжного склада «Право», 1917. - 430 с.

5. www.pravenc.ru/text/153343.html (дата обращения 02.07.2014).

Информация об авторе Бимбаева Оксана Лодоевна - аспирант. Сибирская Академия права, экономики и управления (г. Улан-Удэ, e-mail:bimbaevaoksana@mail.ru)

ББК 67.3(2Рос)

УДК 34(091)


О.Л. Бимбаева, аспирант Сибирская академия права, экономики и управления





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ