СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Реакция европейской комиссии за демократию через право (венецианской комиссии) на законодательство о свободе собраний в российской федерации


Созданная в 1990 году «Европейская комиссия за демократию через право» - более известная как Венецианская комиссия - является консультативным органом Совета Европы в области конституционного законодательства и ведет важную экспертно-правовую работу над проблематикой демократических выборов.

Венецианская комиссия состоит из экспертов в области права, судей Верховных и Конституционных судов или членов парламентов. Играя важную роль в деле сохранения конституционного наследия, с течением времени она стала признанным независимым форумом по обмену идеями в правовой сфере.

Российская Федерация, следуя своим обязательствам в рамках Совета Европы, неизменно направляет в Венецианскую комиссию законопроекты, связанные с организацией и проведением национальных выборов, принимает во внимание рекомендации Комиссии1.

В связи с событиями, произошедшими на «Марше миллионов», состоявшемся «06» мая 2012 года в Москве2, накануне инагурации избранного Президента РФ Владимира Путина, были внесены изменения в законодательство о свободе мирных собраний в Российской Феде- рации3. Нововведения вызвали неоднозначную реакцию4 - в частности заявлялось о нарушении конституционных прав человека и гражданина.

Конституционный Суд счел соответствие закона Конституции, однако признал, что необходимо доработать закон по ряду статей. В частности, новый размер штрафа за нарушение правил проведения митинга (не менее 10 тысяч рублей) был назван слишком высоким, норма об ответственности организатора за действия участников - «несовместимой с общепризнанными демократическими стандартами свободы мирных собраний», а положение о создании «гайд-парков» - недоработанным. «14» февраля 2013 года в соответ- ствиии Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации были внесены изменения в вышеуказанный закон 5 .

На пленарном заседании Венецианской комиссии, состоявшемся «08» марта, было утверждено заявление с критикой нового закона о митингах . Рассмотрение документа, подготовленного британским адвокатом Ричардом Клейтоном, комиссаром по правовой реформе Ирландии Фи- нолой Флэнаган и бывшим судьей Федерального конституционного суда Германии Вольфгангом Хоффманном-Римом для Парламентской Ассамблеи Совета Европы, было приостановлено на время обсуждения закона в КС. За это время мнение экспертов не изменилось: комиссия выступила за отмену или кардинальный пересмотр поправок, не соответствующих, на ее взгляд, международным стандартам.

«16» марта на 90-м Пленарном Заседании Венецианской Комиссии было принято Заключение о Федеральном Законе Российской Федерации № 54 - ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» со всеми имеющимися на тот момент изменениями и дополнениями. Текст Заключения опубликован на официальном сайте Венецианской Комиссии: www.venice.coe.int

Глава IV данного Заключения содержит выводы, сделанные Комиссией о российском законодательстве о свободе собраний. Норма является бланкетной.

Так 48 статья Заключения отсылает нас к статье 11 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод»6, где закреплено право на применение мирных собраний:

«...Презумпция в пользу проведения собрания имеет основополагающее значение и должна влиять на использование исполнительной властью и правоохранительными органами своих полномочий по усмотрению.» (курсивом выделена ст. 48 Заключения).

49 статья Заключения содержит основные результаты анализа Закона о собраниях Венецианской комиссией:

Рекомендуется, чтобы презумпция в пользу проведения собраний, а также чтобы принципы пропорциональности и недискриминации быть прямо включены в текст Закона о собраниях

Режим предварительного уведомления согласно статьям 5.5, 7 и 12 Закона о собраниях должен быть пересмотрен; сотрудничество между организаторами и властями согласно статье 12 Закона о собраниях должно быть урегулировано на добровольной основе при условии уважения автономии собраний без лишения организаторов права устраивать собрания в результате неспособности согласовать какие-либо изменения в формате собрания либо удовлетворить сроки уведомления о публичном мероприятии; полномочия исполнительной власти по изменению формата публичного мероприятия должны быть четко ограничены случаями когда на это есть веские причины (статья 11.2 ЕКПЧ), с должным уважением принципов соразмерности и недискриминации и презумпции в пользу проведения собраний.

Право на обжалование решений в суде (статья 19 Закона о собраниях) приветствуется; необходимо предусмотреть, чтобы решение суда выносилось до запланированной даты собрания, например, посредством принятия судебных приказов;

Спонтанные собрания и безотлагательные собрания, а также одновременные и контр-демонстрации должны быть разрешены, если они носят мирный характер и не представляют прямой угрозы применения насилия или серьезной угрозы общественной безопасности;

Перечень оснований для ограничения проведения собраний должен быть сокращен, чтобы позволить применение принципа пропорциональности в целях приведения их в соответствие со статьей 11.2 ЕКПЧ; причины приостановления и прекращения собрания должны быть ограничены угрозой общественной безопасности или опасностью насильственных действий;

Обязанности организаторов, указанные в статье 5.4 Закона о собраниях должны быть сокращены, а их ответственность за поддержание общественного порядка должна быть ограничена проявлением должной осмотрительности;

Сплошные ограничения в отношении времени и мест проведения публичных мероприятий должны быть уменьшены ( курсивом выделен текст заключения).

Решение Венецианской Комиссии является объективным, полным и соответствует «Конвенции о защите прав человека и основных свобод». Тем не менее, на мой взгляд, к действиям, рекомендованным в трех последних пунктах не следует прибегать, потому что на сегодняшний момент они не целесообразны-сложившаяся практика показывает, что эти нормы российского законодательства вполне целесообразны.

Исходя из вышесказанного, я считаю, что в Федеральный Закон Российской Федерации № 54- ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» необходимо внести изменения, рекомендованные пунктами 1-4 статьи 49 Заключения Европейской Комиссии за демократию через право от 16.03.2012 года.


Хомякова М.А.





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ