СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Конституционно-Правовое регулирование союзного государства россии и беларуси: проблемы и перспективы


«...У Союзного государства есть прошлое, которое неразрывно связывает наши народы - их историческая, кровная и духовная близость.Есть настоящее, удваивающее силы наших стран в экономическом, социальном, культурном развитии. И есть будущее, перспективы которого определяет еще более тесная интеграция, модернизация и инновационное развитие Беларуси и России»

григорий Алексеевич рапота, государственный секретарь Союзного государства.

Распад СССР стал одним из самых трагичных политических событий 20-го века, оказавший значительное влияние на расстановку политических сил на мировой арене.

Результаты референдума 1991 года о судьбе СССР и периодические опросы общественного мнения в России и Беларуси со всей основательностью подтверждают, что преимущественное большинство россиян и белорусов не хотели распада Советского Союза, и желают восстановить утраченное единство.

В середине 90-х годов Беларусь и Россия, первыми из бывших республик СССР, осознали необходимость тесной двусторонней интеграции, восстановления духовных, экономических, политических и государственно-правовых уз, которые связывали их на протяжении веков.

Одним из факторов, способствовавших закономерному формированию Союза Беларуси и России, стал ускоряющийся и всеобъемлющий процесс глобализации, поиск баланса политических сил в целях обеспечения национальной безопасности и прогрессивного экономического и политического развития государств. Создание Россией и Беларусью Союза с последующей его трансформацией в Союзное государство имело и имеет важное мировое и политическое значение в условиях реального расширения НАТО на восток.

Последние события в экономической сфере (в частности, кризис с соглашением по транспортировке нефти и газа) показали, что нерешенность правовых вопросов негативно сказывается на двусторонней интеграции, дестабилизирует политическую обстановку.

Прежде, чем обозначить проблемы и перспективы конституционно-правового строительства Союзного государства, необходимо обратиться к истории его создания.

Так, точкой отсчета нового этапа единения народов Беларуси и России принято считать 2 апреля 1996 года (День единения народов Беларуси и России), когда президентами двух стран был подписан Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России . 29 апреля 1996 года в Санкт-Петербурге было подписано соглашение

создании Парламентского собрания России и Белоруссии, а 2 апреля 1997 года Б.Н. Ельцин и А.Г. Лукашенко подписали уже собственно Договор о Союзе Беларуси и России. Далее шло поэтапное согласование позиций и подходов. В 1997 году создали Высший совет и Исполнительный комитет Союза Беларуси и России. В 1998 году были разработаны и начались реализовываться первые союзные программы.

Подписание 8 декабря 1999 года Договора о создании Союзного государства и Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации его положений ознаменовало выход двух стран на новый уровень союзных отношений. 26 января 2000 года Договор вступил в силу, так как был ратифицирован парламентами обоих государств. Согласно данному Договору, были сформированы и действуют союзные органы власти - Высший Государственный Совет, Совет Министров, Постоянный Комитет Союзного государства и Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. Высший Государственный Совет является высшим органом Союзного государства России и Беларуси.

В него входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов. Совет министров Союзного государства России и Беларуси состоит из глав правительств, министров иностранных дел, экономики и финансов, руководителей функциональных органов Союзного государства, Государственный секретарь Союзного государства, который является заместителем председателя Совет министров Союзного государства. Постоянный Комитет Союзного государства России и Беларуси организует разработку предложений по стратегии развития Союзного государства, предварительно рассматривает программы, проекты и планы мероприятий Союзного государства, готовит предложения по изменению союзного законодательства и вносит проекты повесток заседаний и рабочих планов

деятельности Высшего Государственного Совета и Совета Министров.

Руководит работой Постоянного Комитета Государственный секретарь Союзного государства.

Парламентское Собрание Союза России и Беларуси состоит из 36 представителей Национального Собрания Республики Беларусь и 36 представителей Федерального Собрания Российской Федерации. Представители от каждого парламента делегируются в Парламентское Собрание Союза России и Беларуси решением национальных парламентов.

Бюджет Союзного государства России и Беларуси формируется за счет вкладов участников Союзного государства - Российской Федерации (65% союзного бюджета) и Республики Беларусь (35% союзного бюджета). Функции Счётной палаты Союзного государства совместно выполняют Комитет государственного контроля Республики Беларусь и Счётная палата Российской Федерации.

Таким образом, на сегодняшний день серьёзной проблемой для дальнейшей, в первую очередь правовой интеграции двух государств, является необходимость совершенствования юридической базы создания Союзного государства.

Ст. 62 учредительного Договора говорит о необходимости принятия Конституционного Акта Союзного государства, который по сути призван окончательно решить вопрос государственного устройства Союзного государства и его правовой системы. Следует подчеркнуть, что разработка Конституционного Акта представляет собой сложный процесс в силу различия подходов экспертов как к трактовке статей Договора, так и к форме и содержанию Конституционного Акта. И в Республике Беларусь, и в Российской Федерации необходимо активизировать разработку и принятие Конституционного Акта Союзного государства, что диктуется, с одной стороны, обязательствами по исполнению Договора о создании Союзного государства, с другой стороны - потребностью в придании всем институтам Союзного государства легитимного характера.

Не меньшую проблему представляет собой и отсутствие полноценного Парламента Союзного государства, чьи функции до выборов в его Палату представителей выполняет Парламентское собрание Союза Беларуси и России. Мало того, что депутаты не избираются, так они ещё и вынуждены заниматься союзными делами лишь время от времени, сосредоточившись в основном на работе в своих национальных парламентах. Работа в Парламентском собрании, таким образом, является для них «вторичной занятостью». Понятно, что при таком подходе о серьёзности данной работы и безукоризненной

18 ноября. - №47. - ст. 5300.

легитимности принимаемых решений говорить не приходиться.

Что касается перспектив процесса строительства Союзного государства, в научных «кругах» все чаще звучат мнения о том, что на сегодняшний день необходимо в большей степени сконцентрировать внимание на культурно-цивилизационной составляющей программ Союзного государства, на концентрации внимания на том, что русские и белорусы - по сути один народ с общими ценно- стями1. Полагаем небезосновательной такую точку зрения.

Нынешние реалии региона таковы, что в постсоветских странах сформировалась собственная национальная управленческая элита; деградировали, а часто сознательно ликвидированы производственно-экономические и образовательно-культурные связи; поколение граждан бывшего СССР в социально-активных отношениях объективно замещается поколением людей, мировоззрение которых сформировано в условиях суверенитета, при этом, зачастую отдающих предпочтение интеграционным проектам, не связанным с Российской Федерацией.

Как верно подмечает директор Информационно-просветительского учреждения «Актуальная концепция» (Республика Беларусь) Александр Шпаковский, стремление руководства ряда постсоветских государств (и что особенно знако- во - Украины!) к подписанию договоренностей об ассоциированном членстве и зоне свободной торговли с Европейским Союзом - прямое следствие подобных тенденций и той самой «ситуации упущенных возможностей» - «интеграционного тупика», в котором оказался проект Союзного государства в первом десятилетии 21-го века.

Очевидно, что сейчас необходимы принципиально новые подходы в развитии белорусско-российского союза с учетом внешнеполитических реалий сегодняшнего дня, опорой на уже достигнутые результаты в качестве фундамента и интеграцию через промышленную кооперацию, а также совместные инновационные проекты в качестве привлекательного образа будущего2.

Чтобы Союзное государство действительно состоялось и обрело реальные очертания одних только экономических и гуманитарных программ, построенных по формальному принципу, совершенно недостаточно. Необходимо не только оставить в прошлом троцкистский взгляд на национальную политику, но и вести последовательную и кропотливую работу по восстановлению и упрочению национально-культурного единства всех ветвей русского народа. И в этой связи считаем необходимым возобновить деятельность союзной общественной палаты, которая в настоящее время практически перестала работать.

Итак, на сегодняшний день совершенно необходимым представляется принятие Конституционного акта Союзного государства России и Белоруссии путём проведения общенациональных референдумов, организация выборов в союзный парламент, частичное делегирование полномочий союзным органам управления, проведение согласованной экономической, военно-политической и культурно-национальной политики, решение русского вопроса в самой России и проблемы общерусского единства русских, белорусов и украинцев. Для решения всех этих вопросов чрезвычайно важно проявление политической воли национальных элит, глав государств, общественности.


С.И. КУРАКИНА





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ