СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


К вопросу использования и охраны лесов


Россия - крупнейшая лесная держава мира. На ее долю приходится четверть мирового лесного покрова, леса занимают почти половину территории страны. Леса являются экологическим каркасом территорий, условием экологической безопасности страны и планеты в целом. Леса России отличаются огромным природным разнообразием, обусловленным климатическими, почвенными и другими географическими особенностями, историей их использования, а также социально-экономическими различиями регионов страны.

В настоящее время, лес играет важную роль в жизни общества. Все больше граждан выбирают местом своего отдыха лесной массив. Они устраивают пикники, катаются на лыжах и просто гуляют, наслаждаясь лесным воздухом. Не стоит забывать, о таких традиционных видах деятельности, как сбор грибов, ягод и заготовка дров. Нередко, после посещения гражданами, лесу причиняется вред, пусть на первый взгляд и незаметный. Это выражается: в горах мусора, спиленных деревьях, пепелищах, а иногда и непотушенных кострах. Такое отношение к лесу может привести к весьма серьезным последствиям - лесному пожару или к гибели леса из-за химических веществ, которые содержатся в отходах, оставленных человеком.

Мало кто из обывателей знает, что отношения по взаимодействию с природой, в частности с лесом, законодательно урегулированы. Для этой цели, в 2006 году, был принят Лесной кодекс РФ. В нем закреплены все основные положения относительно использования, охраны и управления лесом. В данной работе постараюсь рассмотреть основные виды правильного лесопользования, а так же выяснить, к чему может привести нарушение закона, и, конечно же, отразить основные направления в области деятельности органов власти по охране и управлению лесным фондом. Для начала, необходимо разобраться, что же такое лес и что такое лесопользование.

С экологической точки зрения, лес - это совокупность земли, древесной, кустарниковой и иных видов растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов природы, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии. С точки зрения права, лес представляет собой экологическую систему и природный ресурс1.

Лесопользование - установленный законом порядок по удовлетворению материальных потребностей общества в ресурсах леса, обусловленное уровнем общественно-экономического развития, а также состоянием и динамикой лесных ресурсов, обеспечивающий наиболее полное использование полезных свойств леса, без значительного вреда для него.

Под управлением лесами следует понимать деятельность компетентных органов, направленную на обеспечение соблюдения правового режима использования леса, а так же деятельность по восстановлению и выращиванию лесного фонда.

В действующем законодательстве, исходя из основных принципов пользования лесом, таких как: использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов, а так же обеспечения охраны и защиты лесов, были установлены конкретные виды деятельности и цели, допустимые на территории леса.

По общему правилу, граждане могут свободно и бесплатно, т.е. без оформления или получения необходимых документов, пребывать в лесах и осуществлять заготовку и сбор дикорастущих пищевых ресурсов, например: плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления

в пищу. Кроме того, разрешен сбор и заготовка лекарственных растений, а так же недревесных лесных ресурсов. Стоит отметить, что данная деятельность должна осуществляться для собственных нужд, а не в предпринимательской деятельности.

Исключением из этого правила является право граждан на заготовку древесины для собственных нужд. Неудивительно, ведь желающих срубить себе ёлку на Новый Год или напилить дров для бани в России слишком много. Исходя из этого, законодатели ограничили стихийную рубку. Во-первых, произвести рубку, можно только на основании договора купли-продажи лесных насаждений. Во-вторых, целями рубки должны являться личные нужды, такие как: отопление дома, возведение строений.

В связи с тем, что Россия многонациональная и мультикультурная страна, законодатели постарались защитить права малочисленных народов и закрепили некоторые привилегии. Представители этих народов, имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд, исходя из нормативов, установленных законами субъектов РФ. Данное правило распространяется в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и ведущих традиционный образ жизни. При использовании лесов обеспечиваются защита исконной среды обитания этих народов и их традиционный образ жизни1. В СМИ периодически появляется информация, о том, что в целях сохранения лесного массива, из- за стихийной вырубки древесных пород, органы субъектов федерации вынуждены снижать нормы вырубки для малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, а в некоторых случаях и вовсе запрещать.

Полный список видов лесопользования весьма объемный и показывает, насколько важную роль играет лес, в деятельности человека.

Допустимо использование леса в следующих формах2:

Заготовка древесины - предпринимательская деятельность, связанная с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.

Заготовка живицы - представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с подсочкой хвойных лесных насаждений, хранением живицы и вывозом ее из леса.

Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов - предпринимательская деятельность по изъятию хранению и вывозом пней, бересты, коры деревьев и кустарников, мха и других лесных ресурсов из леса.

Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений - предпринимательскую деятельность по изъятию, хранению и вывозу ягод, орехов, семян и других подобных лесных ресурсов из леса.

Осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства, например: сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности.

Осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности.

Леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Создание лесных плантаций и их эксплуатация представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с выращиванием лесных насаждений искусственного происхождения, за счет которых обеспечивается получение древесины с заданными характеристиками.

Выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений - предпринимательская деятельность, связанная с получением плодов, ягод, декоративных растений, лекарственных растений и подобных лесных ресурсов.

Выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) - предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях воспроизводства лесов и лесоразведения.

Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых.

Строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов.

Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.

Переработка древесины и иных лесных ресурсов.

Осуществление религиозной деятельности.

В данном кодексе четко просматривается разрешительный тип правового регулирования, так как перечень видов деятельности является исчерпывающим. Тем не менее, нельзя считать, что государство, в лице уполномоченных органов и лиц, не может ограничить и эти виды деятельности. Закон закрепляет возможность ограничения и приостановления использования лесов, а так же определяет перечень случаев, когда это возмож- но3. Это необходимо для более рационального использования лесных ресурсов, своевременного

лечения и восстановления лесных культур, охраны животного мира, обитающего в лесах, а так же защиты лесного фонда от пожаров и незаконных действий со стороны населения.

Так, использование лесов может быть ограничено вследствие ограничений на:

осуществление одного или нескольких видов деятельности

запрета на проведение рубки

в иных случаях, например, в случае использование лесов для строительства и реконструкции олимпийских1.

Приостановление использования лесов возможно в таких случаях, как2:

Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования.

Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования.

Нарушение правил использования лесов.

Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов.

Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.

Нарушение правил санитарной безопасности в лесах.

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах

Нарушение правил пользования объектами животного мира и правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства.

Несмотря на то, что лес является возобновляемым природным ресурсом, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий

В целях воплощения в жизнь правил лесопользования, а также для выполнения ряда других функций, в 2010 году было создано Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз). Согласно ст.1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, введенного в действие Постановлением Правительства РФ от 2010года, Рослесхоз утвержден федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. Федеральное агентство лесного хозяйства находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В свою очередь, в составе Рослесхоза имеются такие важные структурные подразделения, как Управление охраны и защиты лесов и Управление лесопользования и восстановления лесов, которые непосредственно заняты помощью природе в сохранении и воспроизводстве лесного фонда.

В процессе реализации экологической доктрины государства, а так же для пресечения правонарушений в лесопользовании, Рослесхозу оказывают помощь такие органы, как:

Руководители федерального и территориального органов исполнительной власти, а так же их структурных подразделений, осуществляющего государственный лесной контроль и надзор, их заместители.

Руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а так же их структурных подразделений, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, их заместители.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что контроль и управление лесом осуществляется на двух уровнях: На федеральном и муниципальном. Основой деятельности по охране, защите и воспроизводству лесов является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

Под федеральным государственным лесным надзором понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, посредством организации и проведения проверок субъектов лесопользования, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений, а так же деятельность по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства.

В силу того, что лес находится преимущественно в федеральной собственности, управление и охрана на муниципальном уровне выполняет ограниченный ряд функций. В соответствии с этим, под муниципальным контролем понимается деятельность исполнительных органов, в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, по:

  1. владению, пользованию и распоряжению такими лесными участками;
  2. установлению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды;
  3. установлению ставок платы за единицу объема древесины;
  4. разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов;
  5. осуществлению муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков;
  6. организации осуществления мер пожарной безопасности в лесах.

Кроме того, в случае необходимости, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Непосредственно «на местах», представителями органов управления являются должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими.

Для реализации своих функций, такие лица наделены следующими полномочиями:

  1. предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов;
  2. осуществлять патрулирование лесов;
  3. проверять у граждан документы, подтверждающие право осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;
  4. пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных документов;
  5. ограничивать и предотвращать доступ граждан, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах;
  6. осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;
  7. составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления;
  8. давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;
  9. осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;
  10. предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции;
  11. осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях;
  12. задерживать в лесах граждан, нарушивших требования лесного законодательства, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;
  13. привлекать виновных лиц к ответственности, вплоть до уголовной;
  14. изымать у граждан, нарушающих требования лесного законодательства, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы;
  15. осуществлять иные права.

Все решения органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), являются обязательными для исполнения всеми участниками лесных отношений. Указанные решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

В целях контроля со стороны общества за действиями властей, государственной власти и органы местного самоуправления обязаны составлять и размещать отчеты о проделанной работе. На сайте Федерального агентства лесного хозяйства можно найти статистические данные по каждому направлению деятельности, начиная с момента образования Агентства .

За нарушение правил пользования лесом предусмотрены различные виды ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная. Лица, привлеченные к ответственности, так же обязаны возместить вред, причиненный их противоправными действиями.

В связи с тем, что видов лесопользования достаточно много, много и видов правонарушений. Остановлюсь на одном из них. На мой взгляд, незаконная вырубка леса является самым опасным правонарушением, так как влечет за собой целый ряд последствий, угрожающих не только лесному массиву, но и все природе в целом. Общественная опасность заключается в том, что уничтожая лесной массив, уничтожается естественная среда обитания диких животных, птиц, появляется угроза эрозии почвы, кроме того лес имеет важную роль во внешнеторговой деятельности, способствует улучшению климата и водного режима, наконец, являющимся «легкими» планеты. Незаконная рубка является достаточно распространенным преступлением, в некоторые годы составляет до трети всех регистрируемых экологических преступлений, характеризуется высокой латентностью.

Под незаконной рубкой понимается рубка деревьев - отделение ствола дерева, стебля кустарника от корня различными способами (срубание, спиливание, подрезание), а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете или ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке соответствующими нормативными правовыми актами, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда1. За данное правонарушение, в зависимости от размера ущерба, предусмотрено два вида ответственности: административная и уголовная.

Уголовная ответственность наступает за совершение преступления, нанёсшего значительный, крупный или особо крупный ущерб лесу. В стоимостном выражении, такой ущерб выражается в 5 000, 50 000 и 150 000 рублей соответственно. Данные деяния квалифицируются ст.260 УК РФ.

С учетом квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков, могут применяться следующие виды наказания:

Штраф от 200 000 до 1000 000 рублей

Обязательные работы до 480 часов

Исправительные работы до 5 лет

Принудительные работы до 3 лет

Лишение свободы до 6 лет

Для должностных лиц предусмотрено ограничение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Административная ответственность наступает за правонарушения, вред от которых, в стоимостном выражении, меньше, чем предусмотрено в Уголовном кодексе РФ, т.е. ущерб составляет менее 5 000 рублей. В ст.8.28 КоАП РФ, с учетом ряда квалифицирующих признаков, предусмотрен ряд наказаний за данное противоправное деяние, а именно:

Административный штраф: для физических лиц от 3 000 до 4 500 рублей; для должностных лиц - от 20 000 до 40 000 рублей; для юридических лиц - от 50 000 до 150 000 рублей.

Кроме административного штрафа, для всех лиц, предусмотрена возможность конфискации продукции незаконного природопользования, а также конфискация орудия совершения административного правонарушения.

Просмотрев судебную практику, я пришел к выводу, что, несмотря на многочисленность прецедентов незаконной вырубки леса, наказать виновных не так-то просто. «Лесовредители» пользуются многочисленными «лазейками» в законодательстве и избегают ответственности. Наиболее активную борьбу с правонарушителями ведет Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, но, к сожалению, безуспешно.

В одном случае, лесорубы избегают ответственности, благодаря небольшому, по площади, объему вырубки2. По закону, ответственность наступает, если площадь незаконной вырубки составляет более 1 га леса3, а правонарушители, «захватили» 0,75 га и нанесли ущерб в размере свыше 460 000 рублей. В другом случае, из-за нехватки кадров, произошел пропуск сроков привлечения к ответственности, в результате чего, вред, в размере свыше трёх миллионов трехсот тысяч рублей так и не был возмещён4. В Уральском регионе, лесозащитники столкнулись с проблемой доказывания вины5.

Подобных примеров в судебной практике предостаточно. Примечательно, что в каждом таком случае, нанесенный ущерб, в своей стоимостной оценке, составляет сотни тысяч, а то и миллионы рублей, а это, согласно российскому законодательству, является особо крупным раз- мером6. Возникает вопрос, кто возместит потери, понесенные природой? Каждый, из этих правонарушителей, преследует свои корыстные цели и врятли задумывается о регенерации леса, а Федеральное Агентство Лесного хозяйства не в состоянии справиться, со всеми желающими разбогатеть, за счет незаконной вырубки леса.

По данным статистики, площадь лесного фонда России составляет, примерно, 809 090 000 га. Объем же вырубки, законной и незаконной, свыше 800 000 га в год! Темпы рубки действительно впечатляющие, с учетом того, что во многих, интенсивно осваиваемых районах, к примеру, Дальний Восток, отсутствуют какие-либо меры по восстановлению лесных массивов и наказанию правонарушителей. Вырубают здесь самые продуктивные участки кедрачей, несмотря на все

правительственные запреты. Срубленный лес за бесценок продают иностранным покупателям, получая колоссальные доходы от такого предпринимательства. Такая вырубка дальневосточных лесов приведет к уменьшению мест обитания и уссурийского, и амурского тигров, значительно уменьшит количество тигриных «островков», увеличит браконьерство этого ценного зверя и может привести к уничтожению его популяции вообще. По поводу бесконтрольной вырубки лесов на востоке страны местные экологи уже давно бьют тревогу. Нелегальная рубка и экспорт древесины стали бедствием, не намного уступающим пожарам.

Нельзя считать усилия защитников леса безрезультатными. Есть случаи, когда виновных все-таки удавалось наказать, и взыскать с них плату, за нанесенный ими ущерб1. Надеюсь, эти деньги действительно пойдут на восстановление лесного фонда.

Согласно статистике Федерального Агентства Лесного хозяйства, в 2013 году российские лесники провели большой объем работ по восстановлению лесного фонда. В общем, по стране восстановительные работы были произведены на площади свыше 850 000 га. В Уральском регионе площадь восстановления составила около 58 000 га.

Несмотря на активную борьбу защитников леса со всевозможными правонарушениями и преступлениями, их действий явно недостаточно, ибо проблема уничтожения лесного фонда по-прежнему остро стоит в Российской Федерации, и, я думаю, необходимо вносить изменения в законодательство, ужесточая наказания за нарушение правового режима лесопользования. Одного ужесточения наказания будет недостаточно. Необходимо формировать общественное сознание, основой которого будет бережное отношение к природе, и лесу в частности. Нелишним будет обучение культуре отдыха на природе, со школьного возраста. Только такими мерами, можно остановить громадные масштабы вырубки леса.


В.Н.КАПИЦКИЙ, М.В. КАПИЦКИЙ





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ