СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Экономико-Правовая сущность формирования евразийского экономического союза: фантом или осознанная стратегия будущего


К январю 2015 года между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, создавшими Таможенный союз и формирующими Единое экономическое пространство в рамках Евразийского экономического сообщества, планируется переход к следующему этапу экономической интеграции - к созданию Евразийского экономического союза.

Идеи о формировании тесных интеграционных связей между бывшими республиками

СССР в рамках абстрактного евразийского союза на постсоветском пространстве появились уже в начале 90-х годов XX века. Одним из современных вдохновителей идеи о евразийской интеграции признается президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, который в марте 1994 года, выступая перед студентами Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, предложил создать Евразийский союз5. Конечно, интерес к такому интеграционному объединению

неуклонно возрастал в первую очередь в силу различных экономических и гуманитарных проблем, возникших в новообразованных государствах после распада СССР. Однако такие проекты существовали только на бумаге и не получили своей реализации на практике. Первыми шагами к созданию Евразийского экономического союза можно считать формирование Союзного государства между Российской Федерацией и Республикой Беларусь - наиболее жизнеспособного на тот момент интеграционного объединения на территории бывшего СССР. К примеру, Содружество Независимых Государств так и не превратилось в ту организацию, которая способна выстроить на своей основе интеграционные процессы между бывшими советскими республиками.

Новым этапом в реализации проекта евразийской интеграции стало создание Евразийского экономического сообщества, членами которого являются пять государств: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан. Одной из целей Евразийского экономического сообщества является углубление экономической и гуманитарной интеграции ее государств-членов. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества был подписан 10 октября 2000 года, а вступил в силу 30 мая 2001 года. Впоследствии в рамках Евразийского экономического сообщества между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией был создан Таможенный союз, а его члены приступили к формированию еще более тесной формы экономической интеграции - Единого экономического пространства. В соответствии с «Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве» (пописан в г. Москве 26.02.1999г.) Единое экономическое пространство представляет собой пространство, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы1.

В декабре 2010 года на саммите Евразийского экономического сообщества идея о евразийском союзе получила «новое дыхание», где на пресс-конференции по итогам заседаний Высшего органа Таможенного союза и Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества главы Республики Беларусь, Республики

Казахстан и Российской Федерации выступили с речью, в которой было отмечено, что формирование Единого экономического пространства приближает создание Евразийского экономического союза государств. Идея о реализации процесса евразийской интеграции получила в нашей стране поддержку на самом высоком уровне. В 2011 году В.В. Путин публикует в газете «Известия» статью под названием «Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня», в которой он рассуждает об интеграционных процессах на евразийском пространстве и приходит к выводу о необходимости и эффективности создания такого союза2.

Одним из документов, свидетельствующем о подготовке к созданию союза, должна была стать Декларация о формировании Евразийского экономического союза. Содержание проекта Декларации в процессе ее обсуждения подвергалось различным изменениям и доработкам. В итоге 18 ноября 2011 года главами государств-членов Таможенного союза был подписан такой документ, как Декларация о евразийской экономической интеграции3. Интересно, что в проекте Декларации изначально заявлялось о «переходе к следующему этапу интеграционного строительства, направленному на создание Евразийского экономического союза», а в итоговом документе по предложению казахстанской стороны фраза «Евразийский экономический союз» была заменена на «Единое экономического пространство»4. Несмотря на это, в Декларации место Евразийскому экономическому союзу все-таки нашлось. Стороны в качестве окончательной цели проводимых интеграционных процессов ставят задачу «завершить к 01 января 2015 года кодификацию международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и на этой основе создать Евразийский экономический союз»5. Кодификация нормативной базы Таможенного союза и Единого экономического пространства является основой будущего Договора о Евразийском экономическом союзе.

Необходимо отметить, что после подписания данного договора создаваемый Евразийский экономический союз и существующее Союзное государство между Российской Федерацией и Республикой Беларусь станут не конкурентами, а взаимодополняющими дружественными организациями. В качестве примера подобного сосуществования двух организаций специалисты приводят процесс европейской интеграции. У каждой организации, в том числе и у Союзного государства между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, и у Евразийского экономического союза, есть своя ниша интеграционного взаимодействия. Так, Союзное государство между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в значительной степени занимается межгосударственными союзными программами, социальными вопросами. В рамках Евразийского экономического союза данная проблематика не обсуждается, также как и вопросы, касающиеся внешней, оборонной политики. Однако указанные организации будут сотрудничать по ряду вопросов, в том числе по вопросам пограничной политики, миграции, гуманитарного взаимодействия1.

Договор о Евразийском экономическом союзе сейчас находится на стадии доработки и согласования. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 марта 2013 года № 18 был утвержден «План мероприятий по подготовке проекта Договора о Евразийском экономическом союзе». В апреле 2014 года проект договора должен быть внесен на заседание Совета Евразийской экономической комиссией для его одобрения, а уже к концу 2014 года планируется проведение в государствах-членах Таможенного союза и Единого экономического пространства внутригосударственных процедур, необходимых для вступления договора в силу. С частью проекта Договора о Евразийском экономическом союзе, а также с приложениями к договору можно ознакомиться на интернет-сайте Министерства экономического развития Российской Федерации2.

Вступление Договора о Евразийском экономическом союзе в силу значительно перестроит нормативную базу государств-членов Таможенного союза. В частности, к проекту приложен перечень международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, действие которых прекращается в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе.

В проекте Договора о Евразийском экономическом союзе выделяют функциональную (отраслевую) часть. Она состоит из трех больших частей: «Таможенный союз», «Единое экономическое пространство» и «Сотрудничество и взаимодействие государств-членов в других областях», - которые в свою очередь делятся на соответствующие разделы и статьи. Первая из указанных частей проекта договора включает в себя такие направления, как функционирование таможенного союза, таможенное регулирование, внешнеторговая политика (общие положения, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, меры защиты внутреннего рынка), техническое регулирование, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, защита прав потребителей. Следующая часть проекта под названием «Единое экономическое пространство» посвящена вопросам макроэкономической и валютной политики, торговли услугами и инвестиций, регулирования финансовых рынков, налогов и налогообложения, конкурентной политики, естественных монополий, энергетики, транспорта, закупок для государственных и муниципальных нужд, интеллектуальной собственности, промышленности, агропромышленного комплекса и трудовой миграции. В последней из выше указанных частей содержатся положения, касающиеся сотрудничества и взаимодействия государств-членов Евразийского экономического союза по следующим направлениям: образование, здравоохранение, культура, наука и техническая сфера, противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В проекте также затрагиваются вопросы информационного взаимодействия и официальной статистической информации в рамках Евразийского экономического союза (статьи 17 и 18).

Неотъемлемой частью проекта Договора о Евразийском экономическом союзе является целая группа приложений (протоколов), на которые с целью конкретизации в регулировании в тексте проекта сделаны отсылки. В настоящий момент разработано более 30 таких приложений. В качестве примера подобной отсылочной нормы можно привести пункт 2 статьи 65 проекта договора, где указано, что нормы, правила и процедуры применения технического регулирования устанавливаются согласно приложению №1. Использование отсылок позволит будущим органам Евразийского экономического союза вносить любые изменения в приложения без необходимости подвергать постоянному изменению сам текст договора.

Подписание Договора о Евразийском экономическом союзе и его последующее вступление в силу приведет к еще более тесной экономической и гуманитарной интеграции государств-членов Таможенного союза, что, конечно, невозможно осуществить за тот короткий промежуток времени, который предусмотрен для начала функционирования союза. Государствами-членами будущего союза разрабатываются специальные переходные положения, которые являются частью договора о Евразийском экономическом союзе. В переходных положениях государства-члены согласовывают определенный порядок действий в таких областях, как функционирование таможенного союза, внешнеторговая политика, регулирование финансовых рынков, конкурентная политика, энергетика, промышленность и агропромышленный комплекс. В области конкурентной политики государства-члены будущего Евразийского экономического союза в срок, не превышающий три года с даты вступления в силу Договора, планируют утвердить Конкурентный кодекс, носящий

обязательный характер для всех государств-членов. На более длительный период (вплоть до 2020 года) государствами-членами рассчитан процесс гармонизации законодательства союза в финансовой сфере.

Создание Евразийского экономического союза предусматривает переход к экономической интеграции государств-членов на более высоком, чем ранее уровне в области таможенного регулирования, внешнеторговой политики, технического и санитарного регулирования, защите прав потребителей, макроэкономической и валютной политике, налогов и налогообложения, а также целого ряда других сфер взаимодействия между государствами.

Таможенный союз, созданный ранее Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, не только продолжает свое существование в рамках Евразийского экономического союза, но переходит на новый уровень. Статья 44 проекта Договора содержит положения, касающиеся внутреннего рынка Евразийского экономического союза, в пределах которого обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов. Как видно из текста статьи, перед членами Евразийского экономического союза ставится задача построения экономического пространства, аналогичного внутреннему рынку Европейского Союза, который основан на принципе четырех свобод - свободы передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов. Кроме того, исходя из положений ст. 46 проекта Договора, создание союза потребует принятия «нового» Таможенного кодекса Евразийского экономического союза вместо действующего в настоящий момент Таможенного кодекса Таможенного союза.

В области внешнеторговой политики в проекте договора указаны общие цели и принципы для государств-членов Евразийского экономического союза. Внешнеторговая политика союза направлена на содействие устойчивому развитию государств-членов, диверсификации экономик, инновационному развитию, повышению объемов и улучшению структуры торговли и инвестиций, ускорению интеграционных процессов и превращению союза в эффективное, конкурентоспособное региональное интеграционные объединение в рамках глобальной экономики. Основным принципом осуществления внешнеторговой политики Евразийского экономического союза провозглашается обеспечение реализации единой внешнеторговой политики союза в отношении товаров, а возможно, в зависимости от договоренностей участников будущего союза, и координация политики государств-членов в отношении услуг. Внешнеторговая политика Евразийского экономического союза строится на принципах, закрепленных в Генеральном соглашении о тарифах и торговле Всемирной торговой организации (в редакции 1994 года). Ссылки на данное соглашение содержатся в статьях проекта договора, посвященных режиму наибольшего благоприятствования и режима свободной торговли.

Интеграция государств-членов Евразийского экономического союза происходит и на макроэкономическом уровне. В рамках союза производится согласованная макроэкономическая политика, предусматривающая разработку и реализацию совместных действий государств-членов в целях достижения сбалансированного развития их экономик. В ст. 73 проекта Договора предусмотрены основные макроэкономические показатели, на основании которых государства-члены союза формируют экономическую политику. Такими показателями являются следующие: годовой дефицит консолидированного бюджета; долг сектора государственного управления; уровень инфляции (индекс потребительских цен).

Страны-члены Европейского экономического союза предусматривают координацию и гармонизацию валютной политики. Однако о введении единой валюты на территории союза речи пока не идет. В области энергетики и транспорта проект договора предусматривает проведение скоординированной энергетической политики, поэтапное формирование общих энергетических рынков, а также создание единого транспортного пространства на территории государств-членов.

В рамках Евразийского экономического союза государства-члены разрабатывают основные ориентиры для проведения единой промышленной политики. Сотрудничество государств-членов в области промышленности подразумевает под собой стимулирование промышленной кооперации, межгосударственные программы и крупные совместные проекты, технологические платформы и промышленные кластеры. Для целей обеспечения устойчивого развития экономик стран-членов Евразийского экономического союза планируется введение промышленных субсидий в отношении промышленных товаров (ст. 96 проекта Договора). Под субсидиями понимается прямой перевод денежных средств (невозвратные ссуды, кредиты или приобретение доли в уставном капитале), полный или частичный отказ от взимания платежей (налоговые льготы, списывание долга), приобретение товаров, а также иные варианты поддержки.

Главной целью создания Евразийского экономического союза является углубление экономической интеграции между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Несмотря на это, государства-члены будущего союза намерены развивать взаимовыгодное сотрудничество и в других сферах, как связанных, так и несвязанных с экономикой, но преследующие общую цель - устойчивое развитие экономик стран Евразийского экономического союза.

Прежде всего, речь идет о сотрудничестве государств-членов в сфере трудовой миграции и противодействия нелегальной трудовой миграции (раздел XXI проекта договора). Планируется, что сотрудничество между государствами-членами Евразийского экономического союза будет осуществляться в следующих формах: согласование общих подходов и принципов в сфере противодействия нелегальной трудовой миграции; выявление и учет нелегальных трудящихся-мигран- тов; выявление и пресечение каналов, физических и (или) юридических лиц, организующих и (или) оказывающих содействие нелегальной трудовой миграции; выработка согласованных мер, которые ограничивают въезд на территории государств-членов ранее высланных (выдворенных, депортированных) граждан третьих государств и лиц без гражданства; реализация мер, направленных на предотвращение распространения недостоверной информации в сфере трудовой миграции; обмен нормативными правовыми актами государств-членов по вопросам миграции; обмен информацией; организация и проведение оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций по противодействию нелегальной трудовой миграции; обмен опытом, проведение стажировок, семинаров и учебных курсов и иные формы сотрудничества по согласованию государств-членов.

Специалисты поддерживают идею тесного сотрудничества между государствами в рамках Евразийского экономического союза в сфере трудовой миграции. О необходимости такого рода сотрудничества свидетельствует следующая ситуация. В соответствии со ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц установлена в размере 13 процентов, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, - 30 процентов. В связи с этим граждане Республики Беларусь и Республики Казахстан, например, в случае нахождения на территории Российской Федерации менее 183 дней вынуждены платить налог на доходы физических лиц по ставке 30 процентов (как нерезиденты). Однако в случае их поступления на работу на территории Российской Федерации на условиях срочного трудового договора, заключенного на срок более 183 дней, или трудового договора, заключенного на неопределенный срок, они должны платить данный налог по налоговой ставке 13 процентов1. Думается необходимым решать подобные проблемы между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерации в рамках будущего Евразийского экономического союза.

Сотрудничество государств-членов Евразийского экономического союза в области образования производится в целях обеспечения свободы движения услуг, капиталов и рабочей силы на территории членов союза. Основными направлениями сотрудничества в области образования выступают: поддержка развития связей между образовательными организациями; поощрение изучения в образовательных организациях языков, истории, культуры, литературы других государств-членов; содействие участию педагогических и научно-педагогических кадров в национальных и международных конгрессах, семинарах, конференциях и симпозиумах, проводимых на территориях государств-членов; содействие участию обучающихся в международных олимпиадах, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях; содействие взаимному обмену обучающимися, педагогическими и научно-педагогическими кадрами и иные направления. Государства-члены планируют признавать на взаимной основе, а также на основании своего законодательства документы государственного образца об образовании, документы государственного образца об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами государств-членов. Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация готовы проводить согласованную политику в системе аттестации педагогических, научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации и установить эквивалентность документов об образовании.

Государства-члены Евразийского экономического союза планируют формировать единые подходы к обеспечению качества образования и придерживаться согласованных принципов в сфере аттестации и (или) аккредитации.

Сотрудничество в сфере здравоохранения между государствами-членами Евразийского экономического союза направлено на обеспечение свободы движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также на повышение качества охраны здоровья, совершенствование систем здравоохранения государств-членов и доступность высокотехнологической медицинской помощи. Оно осуществляется по следующим направлениям: организация оказания медицинской помощи, в том числе медицинской профилактики и медицинской реабилитации; разработка и внедрение новых методов лечения, профилактика наркомании, медико-социальной реабилитация больных наркоманией; взаимодействие по вопросам качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, медицинских изделий (медицинской техники и изделий медицинского назначения), борьбы с обращением фальсифицированных лекарственных средств, медицинских изделий (медицинской техники и изделий медицинского назначения); содействие уполномоченным органам государственной власти государств-членов в осуществлении ими взаимодействия в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях предотвращения угроз возникновения и распространения инфекционных заболеваний (болезней) и других чрезвычайных событий по определению международных медико-санитарных правил; профессиональная подготовка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка медицинских и фармацевтических работников, обмен научными и медицинскими специалистами; разработка и реализация современных медицинских технологий, а также организации оказания медицинской помощи.

Сотрудничество в области науки, в технической и космической сферах между государствами-членами Евразийского экономического союза направлено на поощрение и развитие науки и научных исследований, в том числе исследований в космической сфере, организации совместных научных работ, обеспечения свободного и широкого обмена научными публикациями, установления прямых связей между научными организациями и общественными организациями научных работников государств-членов. Государства-члены планируют развивать сотрудничество в различных областях исследования и использования космического пространства в мирных целях, в том числе на основе совместных программ и проектов. Сотрудничество государств-членов союза в научно-технической сфере будет направлено на: определение приоритетных направлений и форм совместной научно-технической деятельности; координацию международных научно-технических связей по согласованным приоритетным направлениям развития науки, техники и космоса; создание условий для развития прямых научно-технических связей между учеными, научными коллективами и организациями государств-членов; проведение консультаций и обмен информацией между государственными органами государств-членов, ответственных за формирование и реализацию научно-технической политики; оказание государственной поддержки совместным научным исследованиям и разработкам; сотрудничество в проведении научно-технической экспертизы; формирование межгосударственных программ; регулировании вопросов создания и эксплуатации научно-технических объектов совместного использования; сотрудничество в области подготовки специалистов с высшим образованием, научных и научно-педагогических кадров, охраны интеллектуальной собственности и обмена научно-технической информацией; создание правовых, экономических и организационных условий, гарантирующих равные права и ответственность организаций и граждан, участвующих в межгосударственном научно-техническом сотрудничестве; осуществление гармонизации правовых норм, регулирующих научно-техническую деятельность.

Сотрудничество государств-членов союза в области культуры будет содействовать укреплению существующих связей между их народами, поощрять взаимное изучение ими языков и культуры друг друга и создаст благоприятные возможности для свободного доступа граждан государств-членов к культурным ценностям своих государств. Такое сотрудничество направлено на: организацию и проведение совместных мероприятий в сфере культуры; создание условий для распространения общих гуманистических ценностей народов государств-членов (в том числе толерантности, дружбы и добрососедства, культуры мира, межнационального и межконфессионального согласия), уважения к культуре, языкам и традициям других народов; сохранение историко-культурного наследия народов государств-членов и развитие культурно-познавательного туризма на пространстве государств-членов; обмен опытом в области государственного управления культурой, изучение и освоение международного опыта администрирования в сфере культуры, обмен передовыми технологиями в области управления культурой в государствах-членах; активизацию контактов между организациями государств-членов (организация дискуссионных клубов, круглых столов, форумов и конференций по актуальным вопросам культурного сотрудничества на территории союза); совершенствование художественного образования и поощрение научных исследований в сфере культуры; совершенствование правового (включая законодательное) обеспечения культурного сотрудничества государств-членов; противодействие ксенофобии и нетерпимости; содействие развитию культурных связей между представителями этнических диаспор; обмен информацией и опытом в области сохранения и охраны памятников историко-культурного наследия, включая архитектурные, и исторических мест; перевод литературных произведений; создание общего библиотечного пространства; обмен опытом и передовыми технологиями реставрации и консервации недвижимых памятников истории и культуры; обмен опытом и специалистами в сфере инвентаризация объектов историко-культурного наследия, подготовки нормативных документов, создания охранных зон памятников, разработки планов развития; использование недвижимых памятников истории и культуры и исторических заповедников в целях развития культурно-познавательного туризма; обмен опытом по возрождению и развитию народного творчества, проведение научных конференций, практических семинаров, симпозиумов, разработка научно-методических рекомендаций; проведение международных фестивалей, выставок, конкурсов, проводимых на территориях государств-членов, обмен творческими коллективами.

Указанные выше направления взаимодействия между государствами-членами будущего Евразийского экономического союза, а также конкретные формы осуществления такого сотрудничества содержатся в тексте проекта договора и в приложениях к нему.

Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации необходимо выполнить еще немало правотворческой и общеорганизационной работы к моменту создания Евразийского экономического союза. Предстоит обсудить и найти решение многих проблем, которые связаны с пробелами и несоответствиями законодательств государств-членов по направлениям их взаимодействия в рамках союза. Следует отметить, что такие проблемы сегодня не решены даже в рамках Таможенного союза.

Объединение Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в рамках экономического союза не направлено на решение каких-либо политических или военных задач. Евразийский экономической союз - это экономическая организация, которая преследует экономические цели и не призвана подменить собой иные дружественные ей политические и военные организации и структуры на постсоветском пространстве. Специалисты отмечают, что главной ошибкой, которую допустил Европейский Союз, было такое смешение экономики и политики, когда решение политических задач стало преобладать над решением общеевропейских экономических проблем, которых, к слову, накопилось на сегодняшний день не мало1.

Создание единого внутреннего рынка для обеспечения свободного передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов на экономическом пространстве Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации - вот одна из главных целей будущего союза.

Конечный результат создания Евразийского экономического союза и экономической интеграции трех государств можно описать следующим отрывком из статьи В.В. Путина об интеграционных процессах в Евразии, которая упоминалась нами ранее: «Сложение природных ресурсов, капиталов, сильного человеческого потенциала позволит Евразийскому союзу быть конкурентоспособным в индустриальной и технологической гонке, в соревновании за инвесторов, за создание новых рабочих мест и передовых производств. И наряду с другими ключевыми игроками и региональными структурами - такими как ЕС, США, Китай, АТЭС - обеспечивать устойчивость глобального развития»2.


А.В. ГУБАРЕВА', С.И. СЕРОВ





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ