Взаимосвязь регионального развития и национальной безопасности предполагает исследование национальной безопасности на региональном уровне с учетом роста и развития региональных факторов реализации политической стратегии национальной безопасности. Существуют различные концепции, которые по-разному оценивают факторы национальной безопасности, включают в себя силовые концепции национальной безопасности, а также рассмотрение влияния устойчивого развития государства и его регионов в экономической, социально-политической и др. сферах деятельности государства. Угрозы безопасности могут быть обусловлены как внешними, так и внутренними региональными факторами.
Существует два понимания безопасности:
не угрожаемое состояние (связано с отсутствием внешних угроз, с безопасностью для жизни) и 2) совокупность мер для его обеспечения. Каждое из этих понятий характеризует понятие стабильности. В первом случае под стабильностью понимается устойчивое состояние, позволяющее эффективно развиваться под влиянием внешней и внутренней среды, сохраняя свою структуру и способность контролировать процессы общественных перемен. Во втором стабильность - это равномерно отклоняющийся тип движения, средней линией которого можно считать отсутствие угрозы выживанию системы, с которым и отождествляется безопасность1.
В стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года дается следующее определение понятия национальной безопасности: национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства2.
В государстве процесс обеспечения национальной безопасности федеративного важную роль имеют составляющие его части - регионы, активное сотрудничество которых с центром способствует повышению их роли в консолидированной политике государства, урегулированной правом. В этой связи ключевым является укрепление социально-экономической стабильности, создание благоприятного социально-политического климата в регионах Российской Федерации в контексте инновационных процессов, утверждение на конституционной основе гражданского мира, а также принятие важных государствообразующих решений, касающихся сплочения и объединения демократических сил в достижении национальной безопасности современного российского общества3.
Решение проблем обеспечения национальной безопасности России возможно при устойчивом развитии российских регионов. Региональное развитие является противоречивым.
Данное обстоятельство детерминирует трансформацию экономической, социокультурной и других сфер жизнедеятельности для выхода регионов на более высокий уровень реализации внутренних потенциалов развития4.
Взаимосвязь проблем регионального развития и национальной безопасности определена в Указе Президента РФ № 537 от 12 мая 2009 года «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». В документе говорится о необходимости оптимизации взаимосвязи центральных органов и регионов, о проведении рациональной государственной региональной политики, направленной на улучшение координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества и институтов гражданского общества. По сути дела, речь идет о развитии федерации.
Основные проблемы развития регионов можно рассматривать в двух аспектах: в институционально-политическом и экономическом. В первом случае, можно говорить об оптимизации взаимосвязи центра и регионов и между регионами.
К этому процессу относится стабилизация институциональной системы, социального порядка, этносоциальной структуры общества, выработка общенациональной системы ценностей, учитывающей многонациональный и поликонфессио- нальный состав населения.
Исследователи отмечают, что институты федерального уровня основывают свою деятельность на базе федерального законодательства. Здесь следует, что федеральные законы в сфере стратегического планирования значительно устарели или отсутствуют1.
Как пишет Д. Афиногенов, утвержденные. на сегодняшний день, «программы и стратегии, так или иначе касающиеся одной территории, разработаны на разных уровнях (например, федеральные целевые программы, отраслевые и региональные стратегии), имеют различные сроки планирования, разную глубину детализации стратегических мероприятий, различные целевые показатели»2. Отмечается также, что в результате нет координации при планировании развития территорий. Результат реформирования прослеживается на федеральном уровне в большей степени, а анализ показателей регионального развития и, как следствие, обеспечения национальной безопасности затруднен. Более того, нет определенности в том, по каким критериям оценивать состояние безопасности в регионе3, что влечет за собой отсутствие мониторинга, системы информационно-статистического наблюдения и оценки состояния региональной безопасности на территории РФ. Выработка критериев и оценка состояния осложняется принципиально вероятностным и в какой-то мере случайным характером процессов, связанных с обеспечением региональной безопасности (природные катаклизмы, террористические акты, преступность и т.д.).
Исследователи отмечают, что существует необходимость создания закона о государственной политике регионального развития, в котором должны найти комплексное отражение совмещение территориального и отраслевого принципов планирования, создание системы взаимодействия федеральных и региональных органов власти4. В законе необходимо увязать воедино все подходы к региональному развитию, в том числе разграничение полномочий, принципы бюджетного федерализма, систему межбюджетных отношений, средства программно-целевого и пространственного планирования, особенности реализации целевых программ и инвестиционных проектов, формирования межрегиональных связей.
По нашему мнению, в настоящее время отсутствует федеральный орган, который координировал и реализовывал бы задачи обеспечения региональной безопасности. Более того, эффективный механизм сочетания и решения в общей системе национальной безопасности проблем региональной безопасности через Совет безопасности РФ пока не найден5.
Экономисты отмечают следующие проблемы в развитии регионов:
увеличение региональной разброса по уровню доходов и его распределение по уровню безработицы;
снижение величины Валового Регионального Продукта на душу населения в подавляющем числе регионов.
Решение этих проблем определяется среднесрочной и длительной перспективой.
В Стратегии национальной безопасности указываются следующие приоритеты устойчивого развития региона6:
экономический рост путем развития национальной инновационной программ и инвестиций в человеческий капитал;
укрепление роли государства и совершенствование государственно-частного партнерства;
В долгосрочной перспективе угроза национальной безопасности, связанная с диспропорцией уровней развития регионов, предотвращается путем развертывания полномасштабной инновационной системы за счет формирования перспективных промышленных районов и выравнивания бюджетного обеспечения.
Политика по обеспечению национальной безопасности должна быть приоритетной, поскольку включает в себя комплекс важнейших показателей жизнеобеспечения как отдельного человека, так и государства в целом.
По нашему мнению, для стабилизации системы национальной безопасности необходим ряд следующих мер: создание единой системы мониторинга показателей эффективности регионального развития, создание и финансирование
единой программы в сфере обеспечения национальной безопасности, совершенствование деятельности правоохранительных органов, борьба с коррупцией, преступностью, регулирование миграционных процессов.
Таким образом, были рассмотрены теоретические аспекты государственной политики регионального развития, которая представляет собой сферу деятельности государства по регулированию и управлению политическим, социально-экономическим развитием страны в пространственном региональном аспекте, которая оформлена соответствующими нормативно-правовыми актами и программами, направленными на реализацию поставленных целей региональной развитости. Определены основные направления решения проблем регионального развития и сделан вывод о том, что в определении этих направлений решающая роль принадлежит государству. Национальная безопасность государства определяется решением задач по преодолению вызовов и угроз современности и определяется уровнем социально-экономического и политического развития регионов. Проблемы национальной безопасности являются достаточно актуальными для современного развития государства. Решение этих вопросов связано с длительной перспективной регулирования и совершенствования политики регионального развития. Целеполагающими программами этого развития являются стратегические планы обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития. В условиях растущих внешних угроз большую роль играет формирование ценностей и духовного единства народа, которые бы явились основой, сплачивающей все регионы, укрепляющей целостность и единство нашего государства.
В.А. АНТОШИН
обеспечение национальный безопасность, стратегия национальный безопасность, политик региональный развитие, сфера деятельность государство, обеспечение региональный безопасность, устойчивый развитие российский, государственный политик региональный, система национальный безопасность, проблема региональный развитие, социально экономический развитие, государственный политик региональный развитие, региональный развитие национальный безопасность, безопасность совет безопасность найден5, региональный безопасность совет безопасность, безопасность найден5 экономист отмечать, найден5 экономист отмечать следующий, совет безопасность найден5 экономист, проблема региональный безопасность совет, общий система национальный безопасность, система национальный безопасность проблема,