СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Региональное развитие и национальная безопасность: проблемы взаимосвязи


Взаимосвязь регионального развития и национальной безопасности предполагает исследование национальной безопасности на региональном уровне с учетом роста и развития региональных факторов реализации политической стратегии национальной безопасности. Существуют различные концепции, которые по-разному оценивают факторы национальной безопасности, включают в себя силовые концепции национальной безопасности, а также рассмотрение влияния устойчивого развития государства и его регионов в экономической, социально-политической и др. сферах деятельности государства. Угрозы безопасности могут быть обусловлены как внешними, так и внутренними региональными факторами.

Существует два понимания безопасности:

не угрожаемое состояние (связано с отсутствием внешних угроз, с безопасностью для жизни) и 2) совокупность мер для его обеспечения. Каждое из этих понятий характеризует понятие стабильности. В первом случае под стабильностью понимается устойчивое состояние, позволяющее эффективно развиваться под влиянием внешней и внутренней среды, сохраняя свою структуру и способность контролировать процессы общественных перемен. Во втором стабильность - это равномерно отклоняющийся тип движения, средней линией которого можно считать отсутствие угрозы выживанию системы, с которым и отождествляется безопасность1.

В стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года дается следующее определение понятия национальной безопасности: национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства2.

В государстве процесс обеспечения национальной безопасности федеративного важную роль имеют составляющие его части - регионы, активное сотрудничество которых с центром способствует повышению их роли в консолидированной политике государства, урегулированной правом. В этой связи ключевым является укрепление социально-экономической стабильности, создание благоприятного социально-политического климата в регионах Российской Федерации в контексте инновационных процессов, утверждение на конституционной основе гражданского мира, а также принятие важных государствообразующих решений, касающихся сплочения и объединения демократических сил в достижении национальной безопасности современного российского общества3.

Решение проблем обеспечения национальной безопасности России возможно при устойчивом развитии российских регионов. Региональное развитие является противоречивым.

Данное обстоятельство детерминирует трансформацию экономической, социокультурной и других сфер жизнедеятельности для выхода регионов на более высокий уровень реализации внутренних потенциалов развития4.

Взаимосвязь проблем регионального развития и национальной безопасности определена в Указе Президента РФ № 537 от 12 мая 2009 года «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». В документе говорится о необходимости оптимизации взаимосвязи центральных органов и регионов, о проведении рациональной государственной региональной политики, направленной на улучшение координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества и институтов гражданского общества. По сути дела, речь идет о развитии федерации.

Основные проблемы развития регионов можно рассматривать в двух аспектах: в институционально-политическом и экономическом. В первом случае, можно говорить об оптимизации взаимосвязи центра и регионов и между регионами.

К этому процессу относится стабилизация институциональной системы, социального порядка, этносоциальной структуры общества, выработка общенациональной системы ценностей, учитывающей многонациональный и поликонфессио- нальный состав населения.

Исследователи отмечают, что институты федерального уровня основывают свою деятельность на базе федерального законодательства. Здесь следует, что федеральные законы в сфере стратегического планирования значительно устарели или отсутствуют1.

Как пишет Д. Афиногенов, утвержденные. на сегодняшний день, «программы и стратегии, так или иначе касающиеся одной территории, разработаны на разных уровнях (например, федеральные целевые программы, отраслевые и региональные стратегии), имеют различные сроки планирования, разную глубину детализации стратегических мероприятий, различные целевые показатели»2. Отмечается также, что в результате нет координации при планировании развития территорий. Результат реформирования прослеживается на федеральном уровне в большей степени, а анализ показателей регионального развития и, как следствие, обеспечения национальной безопасности затруднен. Более того, нет определенности в том, по каким критериям оценивать состояние безопасности в регионе3, что влечет за собой отсутствие мониторинга, системы информационно-статистического наблюдения и оценки состояния региональной безопасности на территории РФ. Выработка критериев и оценка состояния осложняется принципиально вероятностным и в какой-то мере случайным характером процессов, связанных с обеспечением региональной безопасности (природные катаклизмы, террористические акты, преступность и т.д.).

Исследователи отмечают, что существует необходимость создания закона о государственной политике регионального развития, в котором должны найти комплексное отражение совмещение территориального и отраслевого принципов планирования, создание системы взаимодействия федеральных и региональных органов власти4. В законе необходимо увязать воедино все подходы к региональному развитию, в том числе разграничение полномочий, принципы бюджетного федерализма, систему межбюджетных отношений, средства программно-целевого и пространственного планирования, особенности реализации целевых программ и инвестиционных проектов, формирования межрегиональных связей.

По нашему мнению, в настоящее время отсутствует федеральный орган, который координировал и реализовывал бы задачи обеспечения региональной безопасности. Более того, эффективный механизм сочетания и решения в общей системе национальной безопасности проблем региональной безопасности через Совет безопасности РФ пока не найден5.

Экономисты отмечают следующие проблемы в развитии регионов:

  • увеличение региональной разброса по уровню доходов и его распределение по уровню безработицы;
  • снижение величины Валового Регионального Продукта на душу населения в подавляющем числе регионов.

Решение этих проблем определяется среднесрочной и длительной перспективой.

В Стратегии национальной безопасности указываются следующие приоритеты устойчивого развития региона6:

  1. экономический рост путем развития национальной инновационной программ и инвестиций в человеческий капитал;
  2. укрепление роли государства и совершенствование государственно-частного партнерства;
  3. целесообразное воспроизводство природно-ресурсного потенциала.

В долгосрочной перспективе угроза национальной безопасности, связанная с диспропорцией уровней развития регионов, предотвращается путем развертывания полномасштабной инновационной системы за счет формирования перспективных промышленных районов и выравнивания бюджетного обеспечения.

Политика по обеспечению национальной безопасности должна быть приоритетной, поскольку включает в себя комплекс важнейших показателей жизнеобеспечения как отдельного человека, так и государства в целом.

По нашему мнению, для стабилизации системы национальной безопасности необходим ряд следующих мер: создание единой системы мониторинга показателей эффективности регионального развития, создание и финансирование

единой программы в сфере обеспечения национальной безопасности, совершенствование деятельности правоохранительных органов, борьба с коррупцией, преступностью, регулирование миграционных процессов.

Таким образом, были рассмотрены теоретические аспекты государственной политики регионального развития, которая представляет собой сферу деятельности государства по регулированию и управлению политическим, социально-экономическим развитием страны в пространственном региональном аспекте, которая оформлена соответствующими нормативно-правовыми актами и программами, направленными на реализацию поставленных целей региональной развитости. Определены основные направления решения проблем регионального развития и сделан вывод о том, что в определении этих направлений решающая роль принадлежит государству. Национальная безопасность государства определяется решением задач по преодолению вызовов и угроз современности и определяется уровнем социально-экономического и политического развития регионов. Проблемы национальной безопасности являются достаточно актуальными для современного развития государства. Решение этих вопросов связано с длительной перспективной регулирования и совершенствования политики регионального развития. Целеполагающими программами этого развития являются стратегические планы обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития. В условиях растущих внешних угроз большую роль играет формирование ценностей и духовного единства народа, которые бы явились основой, сплачивающей все регионы, укрепляющей целостность и единство нашего государства.


В.А. АНТОШИН





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ