Проблемы привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
Проблемы привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
В настоящее время в современном мире одной из острейших проблем является незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Масштаб и повсеместность данного явления создали угрозу всему международному сообществу. Мировая глобализация привела к глобализации преступлений, в том числе связанных с незаконным оборотом наркотических средств. Вследствие этого произошло широкое распространение наркомании, что вызывает серьезную озабоченность государств. Однако разобщённость государств в борьбе с наркопреступностью не имеет перспектив, поэтому возникла необходимость совместного объединения усилий и координации действий по решению данной проблемы
Важным фактором борьбы с связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ является привлечение к уголовной ответственности лиц совершивших данные преступления. Однако, наркотические средства доставляются в Россию чаще всего из других стран, а в связи с этим возникает проблема в привлечении лиц к ответственности, осуществляющих изготовление , перевозку и сбыт данных средств, но находящиеся за пределами нашей страны. Ч.3 ст 12 УК РФ закрепляет реальный принцип юрисдикции, в соответствии с которым, иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях:
если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства
в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации
Если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ является к тому же преступлением международного характера, и подпадает под действие реального принципа уголовной юрисдикции. Проблемой является то, что привлечение лиц на территории государства-экспортера наркотических средств, осуществляется не всегда и ,поэтому данная проблема остается актуальной.
Предметом данной работы является сфера уголовно-правовых отношений, регулирующая институт привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан, совершивших преступления связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
В российском праве преступления , связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ регулируется главой 25 УК РФ , а именно статьями 228-231. Также данный вопрос регулируется Федеральным законом
«О наркотических средствах и психотропных веществах», Постановлениями Правительства
Регулирование данного вопроса осуществляется и на международном уровне. В феврале 1971 была принята Венская конвенция о психотропных веществах которая ,однако, почти не регулировала вопросы сотрудничества государств в сфере привлечения лиц к уголовной ответственности за преступления связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Однако, спустя год Протокол о поправках к Единой конвенции расширил сферу её действия в части преследования и наказания лиц , совершивших данные преступления. Однако, несмотря на принятие Венской конвенции 1971 года ситуация с незаконнм оборотм наркотиков продолжала ухудшаться .
В 1988 году была принята Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ , которая вступила в ситу 11 ноября 1990. Новая конвенция делает упор на принятие международно-правовых мер по пресечению незаконной торговли наркотиками и обеспечению неотвратимости наказания за совершенные преступления. Конвенция предусматривает возможность ареста и конфискации иностранной собственности, доходов, банковских счетов , а также направлено на сотрудничество органов разных стран в этой области. Среди методов стоит отметить метод контролируемых поставок.
Смысл его в следующем: органы государства, обнаружив незаконную перевозку наркотиков, не задерживают перевозчика, а вступают в негласный контакт со страной, куда осуществляется перевозка. Это позволяет выявить не только перевозчика, но и получателя. Ст.6 данной конвенции регулирует вопросы выдачи, а именно:
а) основанием может служить только конвенция вне зависимости от наличия или отсутствия двустороннего соглашениями
б) выдача осуществляется в соответствии с условиями, предусмотренными законодательством запрашиваемой стороны или применимыми договорами о выдаче, включая основания, по которым запрашиваемая Сторона может отказать в выдаче
Стороны рассматривают, по мере необходимости, возможность заключения двусторонних и многосторонних соглашений или договоренностей, которые отвечали бы целям этой статьи, укрепляли ее положения и обеспечивали бы ее действие на практике
в)в случае если есть основания полагать, что расследование носит дискриминационный характер возможен отказ в выдаче
г) действует принцип «либо выдай, либо накажи»
ст.7 конвенции устанавливает объем правовой помощи по уголовным делам.
Правовая помощь включает в себя:
сбор доказательств или показаний;
ознакомление с материалами судебного разбирательства;
произведение обысков и арестов;
обследование предметов и мест;
предоставление информации и доказательственных предметов;
предоставление оригиналов или заверенных копий соответствующих документов и материалов, включая банковские, финансовые, фирменные или коммерческие документы;
определение или выявление доходов, собственности, средств или других вещей для доказательственных целей.
В этих статьях подчеркивается важность заключения двусторонних договор с целью более детальной регламентации. Россия имеет соответствующие двусторонние договоры с Великобританией, США, Францией, ФРГ, Канадой, Италией, Турцией и т.д
Исходя из вышеперечисленного, стоит отметить, что механизм привлечения к уголовной ответственности лиц за преступления связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ уже сложен, а также довольно детализирован. Однако его нельзя назвать достаточно эффективным.
Это связано с самим со следующими причинами:
Слабость правительств, неспособность государств осуществлять эффективный контроль
над находящийся под его юрисдикцией территорией
Проведение политики попустительства по отношению к наркобизнесу в связи с приносимыми ими доходами стране и обществу, либо боязнь мести со стороны преступных сообществ
3.Политическая и экономическая нестабильность стран-экспортеров
Коррумпированность правительств , члены которых получают прибыть от противозаконной деятельности. Члены преступных сообществ действуют с молчаливого согласия
Сверхдоходность данного вида бизнеса, а также наличие огромного спроса
Примерами данных стран являются: Перу, Боливия,Колумбия, Афганистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и другие
В качестве одной из проблем можно выделить разный подход стран в борьбе с наркотическими преступлениями
Существуют разные национальные модели борьбы с распространением наркотических средств, которые можно разделить на три группы:
1-я группа-»группа жесткой политики», где борьба ведется самыми жесткими средствами (вплоть до смертной казни), а законодательная база максимально ужесточена. К этой группе относят Малайзию, Иран, Пакистан
-я группа-«группа жесткого контроля» Здесь ведется жесткий контроль за всеми наркотическими средствами. Борьба с незаконным распространение наркотических средств сочетается с мощнейшей пропагандистской кампанией. К странам второй группы относят: США, Великобританию и Францию.
-я группа«либеральная группа». Наиболее известным примером является Голландия
Названные причины относятся к социально-политической характеристики отдельных государств, участие которых в универсальных и двусторонних международных договорах не решает проблему незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. В том числе следствием данных причин является отсутствие уголовной ответственности лиц, осуществляющих изготовление наркотических средств,перевозку и сбыт в РФ. Поэтому возникает необходимость распространения российской юрисдикции для привлечения лиц, совершающих данные преступления.
В целях борьбы с наркопреступностью, а также с целью привлечения лиц, осуществляющих изготовление, перевозку и сбыт наркотических средств и психотропных веществ необходимо провести комплекс мероприятий:
1. Организационные мероприятия :
создание специализированной независимой международной организацией, осуществляющую правовую помощь по данным категорией дел, а также осуществляющую координацию государств по борьбе с незаконным оборотом наркотиков
разрушение мозговых центров наркопреступности
разработка единой концепции борьбы с наркопреступностью на национальном и на международном уровнях
ликвидация каналов по легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступных путем
разработка комплексных планов по удару по организованной наркопреступности на национальном и международных уровнях
2.Правовые мероприятия. Основными направлениями деятельности должны явится мероприятия по:
развитию международного законодательства в области международной борьбы с незаконным оборотом наркотиков и унификация национального законодательства государств
уголовно-процессуальное сотрудничество
участие международных организаций в данной области .
информационный обмен государств
разработка конвенции, создающей механизм, дающий возможность участия иностранных государств в лице его компетентных органов задерживать , привлекать к ответственности , передавать лиц для отбывания наказания
3. Профилактические мероприятия
приоритет мер по профилактике наркомании и преступлений, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду
привлечение граждан и некоммерческих организаций для борьбы с наркоманией и сбытом наркотических средств
Главным аспектом, на котором хотелось бы остановится является привлечение лиц, не являющихся гражданами РФ и не проживающих в нашей стране, к уголовной ответственности по законодательству РФ, за преступления связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Основной проблемой является тот факт, что данные лица находятся за пределами РФ, но совершают преступления международного характера против России. Выдача же их для привлечения к уголовной ответственности практически невозможна, так как согласно Европейской конвенции о выдаче каждая сторона, подписавшая конвенцию, имеет право отказать в выдаче своих граждан. Конституции большей части государств предполагают невыдачу собственных граждан. Этот признак характерен Континентальной модели выдачи. Англосаксонская модель выдачи напротив, допускает выдачу соб
ственных граждан для привлечения к уголовной ответственности, а также для отбывания наказания. Несмотря на то, что согласно принципу, указанному в Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, «либо выдай,либо накажи», государства в силу объективных причин не всегда могут привлечь лицо к уголовной ответственности. Знаменитым примером является борьба Колумбии с картелем Пабло Эскобара. Также стоит упомянуть группировки наркоторговцев в Афганистане, с которым правительство также не может бороться
Для решения данной проблемы можно предложить следующие решения:
Принятие дополнительных протоколов в Конвенции о Выдаче, позволяющих выдавать лиц, являющихся гражданами этой страны, для привлечения к уголовной ответственности за совершенные преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков случае если государство неспособно в силу объективных причин сделать это самостоятельно
Необходимость заключения двусторонних и многосторонних соглашений или договоренностей, которые обеспечивали бы на практике выдачу действие для привлечения к уголовной ответственности за совершение преступления связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
Создание независимой международной организации, которая осуществляла бы правовую помощь по данной категории дел, а также контролирующей выполнение принципа, согласно которому государство обязано либо выдать лицо, подозреваемое в совершении преступлений данной категории, либо наказать, а случае не исполнения данного условия требовать передачи лиц для привлечения к уголовной ответственности, либо для отбывания наказания
Необходимость в заключении универсальных и двусторонних международных договоров которые бы закрепили возможность предоставлять странам неспособных самостоятельно привлечь лицо к уголовной ответственности: организационно-правовых, технических , экономических и иных ресурсов
Список использованной литературы:
Нормативные акты
1 .»Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года» (Заключена в г. Нью-Йорке 30.03.1961)
2 .»Конвенция о психотропных веществах» (заключена в г. Вене 21.02.1971)
3 .»Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» (заключена в г. Вене 20.12.1988)
4 .»Европейская конвенция о выдаче» (заключена в г. Париже 13.12.1957) (с изм. от 17.03.1978)
5. Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.12.2013)
6.»Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.05.2014)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 09.05.2014)
Специальная литература:
1.Международно-правовые основы и принципы сотрудничества государств в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ Бокерия С.А.//Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международныеотношения. 2004. №1. С. 72-81.
К.И. СТРЕКАЛОВ
наркотический средство психотропный, средство психотропный вещество, оборот наркотический средство, незаконный оборот наркотический, связать незаконный оборот, привлечение уголовный ответственность, преступление связать незаконный, борьба незаконный оборот, незаконный оборот наркотик, независимый международный организация, наркотический средство психотропный вещество, незаконный оборот наркотический средство, оборот наркотический средство психотропный, связать незаконный оборот наркотический, преступление связать незаконный оборот, борьба незаконный оборот наркотический, осуществлять изготовление перевозка сбыт, гражданство проживать постоянно российский, проживать постоянно российский федерация, независимый международный организация осуществлять,