СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Проблемы привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ


Актуальность темы:

В настоящее время в современном мире одной из острейших проблем является незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Масштаб и повсеместность данного явления создали угрозу всему международному сообществу. Мировая глобализация привела к глобализации преступлений, в том числе связанных с незаконным оборотом наркотических средств. Вследствие этого произошло широкое распространение наркомании, что вызывает серьезную озабоченность государств. Однако разобщённость государств в борьбе с наркопреступностью не имеет перспектив, поэтому возникла необходимость совместного объединения усилий и координации действий по решению данной проблемы

Важным фактором борьбы с связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ является привлечение к уголовной ответственности лиц совершивших данные преступления. Однако, наркотические средства доставляются в Россию чаще всего из других стран, а в связи с этим возникает проблема в привлечении лиц к ответственности, осуществляющих изготовление , перевозку и сбыт данных средств, но находящиеся за пределами нашей страны. Ч.3 ст 12 УК РФ закрепляет реальный принцип юрисдикции, в соответствии с которым, иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях:

  • если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства
  • в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации

Если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ является к тому же преступлением международного характера, и подпадает под действие реального принципа уголовной юрисдикции. Проблемой является то, что привлечение лиц на территории государства-экспортера наркотических средств, осуществляется не всегда и ,поэтому данная проблема остается актуальной.

Предметом данной работы является сфера уголовно-правовых отношений, регулирующая институт привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан, совершивших преступления связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

В российском праве преступления , связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ регулируется главой 25 УК РФ , а именно статьями 228-231. Также данный вопрос регулируется Федеральным законом

«О наркотических средствах и психотропных веществах», Постановлениями Правительства

Регулирование данного вопроса осуществляется и на международном уровне. В феврале 1971 была принята Венская конвенция о психотропных веществах которая ,однако, почти не регулировала вопросы сотрудничества государств в сфере привлечения лиц к уголовной ответственности за преступления связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Однако, спустя год Протокол о поправках к Единой конвенции расширил сферу её действия в части преследования и наказания лиц , совершивших данные преступления. Однако, несмотря на принятие Венской конвенции 1971 года ситуация с незаконнм оборотм наркотиков продолжала ухудшаться .

В 1988 году была принята Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ , которая вступила в ситу 11 ноября 1990. Новая конвенция делает упор на принятие международно-правовых мер по пресечению незаконной торговли наркотиками и обеспечению неотвратимости наказания за совершенные преступления. Конвенция предусматривает возможность ареста и конфискации иностранной собственности, доходов, банковских счетов , а также направлено на сотрудничество органов разных стран в этой области. Среди методов стоит отметить метод контролируемых поставок.

Смысл его в следующем: органы государства, обнаружив незаконную перевозку наркотиков, не задерживают перевозчика, а вступают в негласный контакт со страной, куда осуществляется перевозка. Это позволяет выявить не только перевозчика, но и получателя. Ст.6 данной конвенции регулирует вопросы выдачи, а именно:

  1. а) основанием может служить только конвенция вне зависимости от наличия или отсутствия двустороннего соглашениями
  2. б) выдача осуществляется в соответствии с условиями, предусмотренными законодательством запрашиваемой стороны или применимыми договорами о выдаче, включая основания, по которым запрашиваемая Сторона может отказать в выдаче
  3. Стороны рассматривают, по мере необходимости, возможность заключения двусторонних и многосторонних соглашений или договоренностей, которые отвечали бы целям этой статьи, укрепляли ее положения и обеспечивали бы ее действие на практике
  4. в)в случае если есть основания полагать, что расследование носит дискриминационный характер возможен отказ в выдаче
  5. г) действует принцип «либо выдай, либо накажи»

ст.7 конвенции устанавливает объем правовой помощи по уголовным делам.

Правовая помощь включает в себя:

  1. сбор доказательств или показаний;
  2. ознакомление с материалами судебного разбирательства;
  3. произведение обысков и арестов;
  4. обследование предметов и мест;
  5. предоставление информации и доказательственных предметов;
  6. предоставление оригиналов или заверенных копий соответствующих документов и материалов, включая банковские, финансовые, фирменные или коммерческие документы;
  7. определение или выявление доходов, собственности, средств или других вещей для доказательственных целей.

В этих статьях подчеркивается важность заключения двусторонних договор с целью более детальной регламентации. Россия имеет соответствующие двусторонние договоры с Великобританией, США, Францией, ФРГ, Канадой, Италией, Турцией и т.д

Исходя из вышеперечисленного, стоит отметить, что механизм привлечения к уголовной ответственности лиц за преступления связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ уже сложен, а также довольно детализирован. Однако его нельзя назвать достаточно эффективным.

Это связано с самим со следующими причинами:

  • Слабость правительств, неспособность государств осуществлять эффективный контроль
  • над находящийся под его юрисдикцией территорией
  • Проведение политики попустительства по отношению к наркобизнесу в связи с приносимыми ими доходами стране и обществу, либо боязнь мести со стороны преступных сообществ
  • 3.Политическая и экономическая нестабильность стран-экспортеров
  • Коррумпированность правительств , члены которых получают прибыть от противозаконной деятельности. Члены преступных сообществ действуют с молчаливого согласия
  • Сверхдоходность данного вида бизнеса, а также наличие огромного спроса
  • Примерами данных стран являются: Перу, Боливия,Колумбия, Афганистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и другие
  • В качестве одной из проблем можно выделить разный подход стран в борьбе с наркотическими преступлениями

Существуют разные национальные модели борьбы с распространением наркотических средств, которые можно разделить на три группы:

  1. 1-я группа-»группа жесткой политики», где борьба ведется самыми жесткими средствами (вплоть до смертной казни), а законодательная база максимально ужесточена. К этой группе относят Малайзию, Иран, Пакистан
  2. -я группа-«группа жесткого контроля» Здесь ведется жесткий контроль за всеми наркотическими средствами. Борьба с незаконным распространение наркотических средств сочетается с мощнейшей пропагандистской кампанией. К странам второй группы относят: США, Великобританию и Францию.
  3. -я группа«либеральная группа». Наиболее известным примером является Голландия
  4. Названные причины относятся к социально-политической характеристики отдельных государств, участие которых в универсальных и двусторонних международных договорах не решает проблему незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. В том числе следствием данных причин является отсутствие уголовной ответственности лиц, осуществляющих изготовление наркотических средств,перевозку и сбыт в РФ. Поэтому возникает необходимость распространения российской юрисдикции для привлечения лиц, совершающих данные преступления.

В целях борьбы с наркопреступностью, а также с целью привлечения лиц, осуществляющих изготовление, перевозку и сбыт наркотических средств и психотропных веществ необходимо провести комплекс мероприятий:

1. Организационные мероприятия :

  1. создание специализированной независимой международной организацией, осуществляющую правовую помощь по данным категорией дел, а также осуществляющую координацию государств по борьбе с незаконным оборотом наркотиков
  2. разрушение мозговых центров наркопреступности
  3. разработка единой концепции борьбы с наркопреступностью на национальном и на международном уровнях
  4. ликвидация каналов по легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступных путем
  5. разработка комплексных планов по удару по организованной наркопреступности на национальном и международных уровнях

2.Правовые мероприятия. Основными направлениями деятельности должны явится мероприятия по:

  • развитию международного законодательства в области международной борьбы с незаконным оборотом наркотиков и унификация национального законодательства государств
  • уголовно-процессуальное сотрудничество
  • участие международных организаций в данной области .
  • информационный обмен государств
  • разработка конвенции, создающей механизм, дающий возможность участия иностранных государств в лице его компетентных органов задерживать , привлекать к ответственности , передавать лиц для отбывания наказания

3. Профилактические мероприятия

  1. приоритет мер по профилактике наркомании и преступлений, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
  2. стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду
  3. привлечение граждан и некоммерческих организаций для борьбы с наркоманией и сбытом наркотических средств

Главным аспектом, на котором хотелось бы остановится является привлечение лиц, не являющихся гражданами РФ и не проживающих в нашей стране, к уголовной ответственности по законодательству РФ, за преступления связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Основной проблемой является тот факт, что данные лица находятся за пределами РФ, но совершают преступления международного характера против России. Выдача же их для привлечения к уголовной ответственности практически невозможна, так как согласно Европейской конвенции о выдаче каждая сторона, подписавшая конвенцию, имеет право отказать в выдаче своих граждан. Конституции большей части государств предполагают невыдачу собственных граждан. Этот признак характерен Континентальной модели выдачи. Англосаксонская модель выдачи напротив, допускает выдачу соб

ственных граждан для привлечения к уголовной ответственности, а также для отбывания наказания. Несмотря на то, что согласно принципу, указанному в Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, «либо выдай,либо накажи», государства в силу объективных причин не всегда могут привлечь лицо к уголовной ответственности. Знаменитым примером является борьба Колумбии с картелем Пабло Эскобара. Также стоит упомянуть группировки наркоторговцев в Афганистане, с которым правительство также не может бороться

Для решения данной проблемы можно предложить следующие решения:

  • Принятие дополнительных протоколов в Конвенции о Выдаче, позволяющих выдавать лиц, являющихся гражданами этой страны, для привлечения к уголовной ответственности за совершенные преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков случае если государство неспособно в силу объективных причин сделать это самостоятельно
  • Необходимость заключения двусторонних и многосторонних соглашений или договоренностей, которые обеспечивали бы на практике выдачу действие для привлечения к уголовной ответственности за совершение преступления связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
  • Создание независимой международной организации, которая осуществляла бы правовую помощь по данной категории дел, а также контролирующей выполнение принципа, согласно которому государство обязано либо выдать лицо, подозреваемое в совершении преступлений данной категории, либо наказать, а случае не исполнения данного условия требовать передачи лиц для привлечения к уголовной ответственности, либо для отбывания наказания
  • Необходимость в заключении универсальных и двусторонних международных договоров которые бы закрепили возможность предоставлять странам неспособных самостоятельно привлечь лицо к уголовной ответственности: организационно-правовых, технических , экономических и иных ресурсов

Список использованной литературы:

Нормативные акты

1 .»Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года» (Заключена в г. Нью-Йорке 30.03.1961)

2 .»Конвенция о психотропных веществах» (заключена в г. Вене 21.02.1971)

3 .»Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» (заключена в г. Вене 20.12.1988)

4 .»Европейская конвенция о выдаче» (заключена в г. Париже 13.12.1957) (с изм. от 17.03.1978)

5. Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.12.2013)

6.»Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.05.2014)

(с изм. и доп., вступ. в силу с 09.05.2014)

Специальная литература:

1.Международно-правовые основы и принципы сотрудничества государств в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ Бокерия С.А.//Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международныеотношения. 2004. №1. С. 72-81.


К.И. СТРЕКАЛОВ





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ