СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Перспективы развития международного сотрудничества и совершенствования законодательства в сфере привлечения к уголовной ответственности лиц за осуществление экстремистской деятельности


Актуальность темы. Проблемы привлечения к ответственности за экстремистские преступления в соответствии с принципом экстерриториальности являются актуальными. Данная актуальность обусловлена возрастающим влиянием международных экстремистских организаций, ростом подконтрольной им территории, сложной политической обстановкой в мире и спецификой современной внешней политики Российской Федерации. В современном законодательстве отсутствует определение понятия «экстремизм». Крайне пространное определение экстремистской деятельности содержит ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».1 Теоретики определяют экстремизм, как « приверженность к крайним формам разрешения социальных конфликтов».2 Вопросы экстерриториальной ответственности экстремистов представляются еще более актуальными в связи с наличием ряда проблем, к которым следует отнести нередкое отсутствие возможности назначить адекватное наказание данным экстремистам по месту совершения преступления, а в некоторых случаях – отсутствие самой возможности привлечь виновных к ответственности.

Теоретическая и нормативная основа исследования. В рамках данного исследования использована нормативная база, включающая

Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, ФЗ « О противодействии экстремистской деятельности», международные договоры и соглашения Российской Федерации с другими государствами о взаимном оказании правовой помощи, а так же работы отечественных теоретиков уголовного права.

Объект исследования. Объект работы – существующие возможности развития законодательного регулирования и развития международного сотрудничества в области привлечения к ответственности за совершение экстремистские преступления, в соответствии с принципом экстерриториальности.

Цель и задачи исследования. Цель работы

– выявление эффективных мер по преодолению существующих проблем в исследуемой области. Ставящиеся в связи с целью работы задачи – системный анализ отечественного законодательства и международных договоров в исследуемой плоскости, анализ существующих несовершенств в области привлечения к ответственности экстремистов, в соответствии с принципом экстерриториальности, внесение предложений по устранению найденных несовершенств.

Предложения автора, сформулированные и обоснованные в данном исследовании. Привлечение иностранных граждан к ответственности за экстремистские преступления производится в соответствии со ст. 15 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», ст. 12 УК РФ, ст. 3 УПК РФ, а так же международными договорами Российской Федерации. Ответственность за экстремистские преступления устанавливается следующими статьями уголовного кодекса: п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п.

«е» ч. 2 ст. 112, п. «б» ч. 2 ст. 115, п. «б» ч. 2 ст.

116, п. «з» ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 119, ч. 4 ст. 150, п.

«б» ч. 1 ст. 213, ч. 2 ст. 214, п. «б» ч. 2 ст. 244,

280, 282, 282.1, 282.2, 282.3 УК РФ. Основа взаимодействия государств в области привлечения к ответственности за преступную деятельность, осуществляемую против интересов иностранного государства – международный договор между конкретными государствами.

Развитие информационных технологий ставит перед правоохранительными органами Российской Федерации и других государств необходимость международного сотрудничества в области противодействия экстремистской деятельности (в том числе, пропаганде и вербовке), осуществляемой с помощью сети интернет. Данную деятельность не стоит недооценивать, так как она позволяет экстремистским организациям привлекать на свою сторону сторонников, обучать их без какого-либо активного участия, то есть автономно. Кроме того, развитие информационных технологий существенно облегчает финансирование экстремистской деятельности. К сожалению, нормативная база по рассматриваемому вопросу, на сегодняшний день, далека от совершенства. Действующие УК РФ и УПК РФ содержат лишь принципы привлечения к ответственности иностранных граждан. И если для кодексов это допустимо, в связи с тем, что кодексы не могут урегулировать конкретные отношения между странами, то аналогичная ситуация в области международных договоров вызывает недоумение. Существующие договоры страдают излишней декларативностью и содержат крайне мало процессуальных норм, столь необходимых для эффективного привлечения экстремистов к ответственности. Кроме того, большая часть этих договоров была заключена в прошлом десятилетии (некоторые из них были заключены еще раньше). Следствием этого является неактуальность договоров в реалиях настоящего времени, неурегулированность общественных отношений, связанных с распространением экстремистских материалов с помощью сети интернет. Отсутствует ясный механизм взаимодействия Российской Федерации и других государств с целью блокирования интернет ресурсов, на которых размещена информация экстремистского характера, руководства совершения экстремистских преступлений. Так же отсутствует механизм проведения следственных мероприятий при таком взаимодействии с целью поиска владельцев

указанных сайтов. Все это существенно затрудняет привлечение к ответственности лиц, совершивших экстремистские преступления против интересов РФ и ее граждан за рубежом.

Возможность использования предложений автора в правотворчестве и на практике. В соответствии с изложенным, выносятся следующие предложения. Серьезное реформирование УК РФ и УПК РФ представляется нецелесообразным изза особенностей международного взаимодействия по вопросам привлечения к ответственности. Кроме того, качество самих норм особенной части УК РФ почти не вызывает нареканий. Тем не менее, требуются некоторые правки. В частности, необходимо законодательное закрепление понятия

«экстремизм». Для установления необходимых процедур следует вносить изменения в существующие международные договоры. Другим вариантом будет создание международного акта, определяющего для присоединившихся стран порядок привлечения к ответственности экстремистов. Так или иначе, в целях устранения противоречий, при составлении международных актов необходимо обеспечить единое понимание сторонами понятий

«экстремизм», «экстремистская деятельность»,

«призыв к осуществлению экстремистской деятельности». Так же логичным будет участие в осуществлении взаимодействия между государствами различных международных организаций, создание специальных межгосударственных органов, облегчающих такое взаимодействие. Их участие необходимо в связи с тем, что преступления экстремистского характера нередко имеет политическую подоплеку. Разумной мерой, требующей, однако, широкого международного взаимодействия, является унификация уголовного законодательства государств. Реализация данной меры возвращает нас к необходимости привлечения международных организаций. В рамках данной унификации возможно изменение отечественного УК.

В целом, основой совершенствования механизмов привлечения к ответственности экстремистов, осуществляющих преступную деятельность против интересов Российской Федерации за рубежом, является расширение международного взаимодействия, координация деятельности с правоохранительными органами иностранных государств, совершенствование и обновление правовой базы с учетом развития общественных отношений, привлечения и создания международных организаций. Особое внимание необходимо уделить формированию процессуальных норм, в соответствии с которыми будет строится взаимодействие.

Список использованных источников:

Нормативные акты:

1) Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993.

Текст опубликован в «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ. Текст Кодекса опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954.

3) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174ФЗ. Текст Кодекса опубликован в «Российской газете» от 22 декабря 2001 г. N 249.

4) Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 30 июля 2002 г. N 142-143.

Постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации:

1) Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 11 г. Москва «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» Опубликовано: 4 июля 2011 г. В «РГ» – Федеральный выпуск №5518.

Монографическая и учебная литература:

1) Рарог А. И, Соотношение между экстремизмом и терроризмом / А. И. Рарог // Юристъ – Правоведъ. – 2010. – №6.

2) Солопченко Д. В. Современные направления борьбы с терроризмом и экстремизмом в мире / Д. В. Солопченко // Право и безопасность. – 2013. – №3 – 4 (45).

3) Щербакова Л. М. Некоторые проблемы борьбы с экстремизмом и терроризмом в современных условиях / Л. М. Щербакова // Общество и право. – 2014. – №4 (50).


Л.М. САВЧЕНКО





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ