СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Проблемы привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан, совершивших преступления против усыновленных (удочеренных) детей, в рамках законодательства российской федерации


Актуальность темы:

В последнее время, усыновление российских детей иностранными гражданами стало распространенным. Но защита прав таких детей в рамках уголовного законодательства, к сожалению, не может быть до конца реализована. Привлечение к уголовной ответственности усыновителей, преступивших уголовный закон, в рамках действия реального принципа уголовного права, вызывает массу споров и проблем, как на уровне национальной правовой системы, всевозможных институтов, охраняющих права ребенка, так и в сфере международного правового регулирования.

Согласно ч.3 ст. 12 Уголовного кодекса РФ иностранные граждане, апатриды не проживающие постоянно на территории РФ, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по законам РФ при определенных условиях. Данная норма действует при условии, если преступление направленно непосредственно против интересов гражданина РФ, но при условии того, что в иностранном государстве данные лица не были осуждены данным иностранным государством и если лицо, совершившее преступление на территории иностранного государства находится на территории Российской Федерации. К сожалению, тот факт, что преступник не стремиться оказаться на территории Российской Федерации, зная, что попадает под действие нашего Уголовного закона делает реальный принцип ответственности не работающим, в тех случаях, когда наши граждане, а чаще всего это усыновленные дети, оказываются жертвами преступного посягательства в иностранном государстве. В связи с этим, данная тема является актуальной.

Предметом данного исследования является сфера уголовно – правовых отношений, регулирующая институт привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан, усыновивших детейграждан РФ.

Задачами данного научного исследования являются:

1. Проанализировать российское законодательство, предоставляющее право усыновления российских детей иностранными гражданами.

Обозначить сложности привлечения к уголовной ответственности иностранных граж

дан в случаях применения насилия к усыновленным российским гражданам.

В настоящее время усыновление детей иностранными гражданами регулируется Семейным Кодексом РФ (раздел VII, ст. 165), Постановлением Правительства РФ от 29.02.2000 № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства».

Из анализа данных нормативных актов, можно заметить, что защита прав и интересов детей, усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, предоставляется только детям, проживающим за пределами России, но сохранившим российское гражданство. Кто защищает права и интересы усыновленных детей, которым предоставляется гражданство усыновителей? Данная категория детей остается без правовой защиты. Поэтому, если будет совершено преступление по отношению к данному ребенку, правоохранительные органы Российской Федерации не смогут защитить такого ребенка. Решить данную проблему, по-нашему мнению, можно с помощью внесения поправок в действующее законодательство, в которых бы устанавливалось, что дети, усыновляемые иностранными гражданами, до достижения совершеннолетнего возраста, являются гражданами Российской Федерации. В таком случае, на наш взгляд, Российская Федерация могла бы гарантировать большую правовую защищенность усыновляемых детей.

В настоящее время Следственный Комитет РФ может только возбудить уголовное дело, к примеру, по факту гибели 17 мая 2012 года в США девятилетнего Антона Фомина, усыновленного в России, возбужденное по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство малолетнего), мальчик был заперт в подвальном помещении, когда в доме начался пожар. Российская сторона может только требовать выдачу всех материалов дела со стороны иностранного государства, но по факту расследования дела наказания не наступает, все это происходит из – за взаимного недоверия сторон, отсутствия, соответствующих интересам усыновленных детей международных соглашений и некомпетентности правоохранительных органов и суда иностранного государства.

Принятие ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности» вызвало большой общественный резонанс. В данном законе вводится запрет на усыновление (удочерение) гражданами США детей, являющимися гражданами России. С принятием такого закона, возможно, США отстранят Россию от вмешательства в возможные конфликты в семьях усыновленных детей, то есть Россия уже не сможет следить за судьбами детей, помогать им, обеспечивать защиту прав и интересов усыновленных детей. Также власти не подумали о детях, болеющих различными заболеваниями, которых вылечить в России просто невозможно, либо нет средств на их лечение. Поэтому, считаем, что решение такой острой проблемы можно найти во внесении изменений в ФЗ № 272. Изменения будут заключаться в следующих основных положениях: во-первых, усыновление российских детей иностранными гражданами должно быть установлено в исключительных случаях, например, опять же возможность лечения таких детей, которое не возможно на территории РФ, во-вторых, предусмотреть персональную ответственность должностных лиц органов, давших разрешение на усыновление, осуществляющих контроль за усыновителями и усыновленными при нарушении своих полномочий в рамках уголовного законодательства.

Также заключение двухсторонних договоров между странами, граждане которых желают усыновить (удочерить) российских детей, с указанием непосредственных норм, позволяющих Российской Федерации осуществлять контроль и надзор за адаптацией и жизнью усыновленных детей как в процессе, когда происходит усыновление и ребенок уже находится на территории иностранного государства, так и в период до достижения ребенком восемнадцатилетнего возраста. На примере Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей можно установить, что в нем есть прогрессивная сторона, но он и нуждается в некоторых дополнениях, касающихся уголовно – правовой сферы.

Пункт 3 ст.4 данного договора:

«Договаривающиеся Стороны принимают все предусмотренные их законодательством меры

для предотвращения и пресечения незаконной деятельности в отношении усыновляемых детей, в том числе связанной с извлечением из усыновления финансовой или другой выгоды, похищением, подменой, торговлей детьми, эксплуатацией детского труда, сексуальным насилием над детьми, сексуальной эксплуатацией детей, а также иной деятельности, противоречащей целям настоящего Договора».1

Данная норма, на наш взгляд, не гарантирует прямой защиты прав детей в сфере уголовного законодательства. Предлагаем при заключении международных договоров о сотрудничестве прописывать возможность привлечения к ответственности лицо, совершившее преступление против интересов российского ребенка на территории иностранного государства, с возможностью выдачи такого лица, если решение по данному делу не устраивает Российскую Федерацию и не соответствует Уголовному закону РФ. При этом расследование по всем фактам насильственных преступлений против усыновленных детей должна проводить Российская Федерация, требования о выдаче преступника должны беспрепятственно удовлетворяться, судебный процесс и вынесение приговора, а также исполнение наказания должен происходить на территории РФ.

Однако, Европейская Конвенция о Выдаче, ратифицированная Российской Федерацией и вступившая в силу 9 мая 2000 года содержит положения, которые ограничивают нас в составлении договоров, не соответствующих нормам данной Конвенции:

  • Настоящая Конвенция в отношении тех стран, к которым она применяется, имеет преимущество перед положениями любых двусторонних договоров, конвенций или соглашений, регулирующих выдачу между любыми двумя Договаривающимися Сторонами.
  • Договаривающиеся стороны могут заключить между собой двусторонние или многосторонние соглашения только для того, чтобы облегчить применение содержащихся в Конвенции принципов.2

Таким образом, указание на выдачу своих

граждан в данной Конвенции делает абсолютно невозможным передачу Российской стороне гражданина иностранного государства с целью привлечения его к уголовной ответственности, но в данной конвенции есть так называемое право ратификационных оговорок, для принятия конвенции с учетом своих условий. В частности,

«Каждая Договаривающаяся Сторона может путем заявления, сделанного в момент подписания или сдачи на хранение своей ратификационной грамоты или документа о присоединении дать

1 Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей от 09 июня 2014 года № 1000-Р

2 Европейская Конвенция о выдаче, ратифицированная РФ 29 октября 1999 г., Собрание законодательства Российской Федерации : Российская газета, 2008. – 10 с.

определение своего понимания термина «граждане» по смыслу настоящей Конвенции».1 В данном случае, Российская Федерация воспользовалась данным правом, конвенция ратифицирована ФЗ от 25 октября 2000 г. № 190 – ФЗ.

Российская Федерация в Федеральном законе определяет слово «граждане» так: «Согласно части первой статьи 61КонституцииРоссийской Федерации гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству»2. Стоит внести дополнительное толкование этого термина. «Российская Федерация, в соответствии с национальным законодательством применяет термин «граждане», равно и к детям, усыновленным иностранными гражданами, до достижения ими возраста, определенного Российским законодательством».

Чтобы решить проблему выдачи стоит изменить формулировку п. 1 ст.6 Конвенции о Выдаче, дополнить пунктом 1б, который будет звучать таким образом: «Запрашиваемая сторона не имеет право отказать в выдаче своих граждан, если они причастны или обвиняются в уголовном преступлении против интересов несовершеннолетних усыновленных (удочеренных) граждан запрашивающей стороны, если были нарушены нормы двусторонних соглашений, которые прямо предусматривают уголовную юрисдикцию запрашивающей стороны».

В 2014 году гражданин Италии Массимо Маравалле задушил подушкой усыновленного из России Максима Кичигина. Позднее стало известно, что со стороны Италии была предоставлена ложная справка о психическом здоровье потенциальных усыновителей, которая обязательна для принятия пакета всех документов на усыновление. Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч.2 ст. 293 УК РФ «Халатность», в настоящее время проводятся проверки.

Данный пример дает нам право указать на то, чтобы изначально в договоре о сотрудничестве прописать варианты уголовной ответственности лиц, выдавших поддельные документы, ответственных за достоверность сведений в документах и иных должностных лиц, при обнаружении их содействия в данном преступлении, например подписывающих заведомо противоречащий законам акт усыновления, как со стороны усыновителей, так и со стороны Российской Федерации, если это повлекло вред здоровью или смерть усыновленного.

Вышеуказанный факт, дает нам так же право сказать о еще одном пути решения данной проблемы. Предлагаем создать организацию, которая на международном уровне способствовала бы защите прав усыновленных детей, сотрудничала бы со

всеми странами, в которых разрешено международное усыновление. Данная организация должна инициировать создание, а затем принятие Конвенции, которая с целью привлечения к уголовной ответственности лиц, имеющих разное гражданство, давала бы право странам участникам беспрепятственно сотрудничать и участвовать в делах, касающихся детей, усыновленных из их страны. Если такое участие привело к решению суда, которое не устраивает страну происхождения, лицо, совершившее уголовное преступление против интересов усыновленного ребенка, должно беспрепятственно депортироваться для привлечения к уголовной ответственности и отбытия наказания, на территорию страны происхождения усыновленного ребенка в соответствии с ее национальным уголовным законодательством.

Именно эти меры, на наш взгляд, будут способствовать реализации интересов Российской Федерации в сфере защиты усыновленных детей от посягательств, а также в сфере привлечения к уголовной ответственности преступников, избежавших наказания в силу некомпетентности или политической заинтересованности судебных органов иностранного государства.

Выдвинутые выше предложения могут быть использованы для дальнейшего изучения вопроса о привлечении к уголовной ответственности граждан иностранных государств в рамках международного и российского законодательства.

Библиографический список:

1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России : принята народом Российской Федерации 12 дек. 1993 г. с изм. и доп. – М.: Собрание законодательства Российской Федерации: Российская Газета, 21 июля. 2014. – 64 с

2. Европейская Конвенция о выдаче, ратифицированная РФ 29 октября 1999 г., Собрание законодательства Российской Федерации : Российская газета, 2008. – 10 с.

3. Европейская Конвенция о правах ребенка, Нью – Йорк, 20 ноября 1989 г.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации – России : принят 13 июня 1996 г., действует с 1 января 1997 г. С изм. И доп. – М .: Собрание законодательства Российской Федерации : Российская газета, 1996. – 360 с.

5. Семейный кодекс Российской Федерации – России : принят 29 декабря 1995 г., действует с 1 марта 1996 г. С изм. и доп. – М.: Собрание законодательства Российской Федерации : Российская газета, 1996. – 64 с.

6. О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод

1 Европейская Конвенция о выдаче, ратифицированная РФ 29 октября 1999 г., Собрание законодательства Российской Федерации : Российская газета, 2008. – 10 с.

Европейская Конвенция о выдаче, ратифицированная РФ 29 октября 1999 г., Собрание законодательства Российской Федерации : Российская газета, 2008. – 10 с., оговорки.

человека, прав и свобод граждан Российской Федерации : закон Российской Федерации : принят 28 декабря 2012 г., – М .: Собрание законодательства Российской Федерации : Российская газета, 2012. – 5 с.

7. Об опеке и попечительстве : закон Российской Федерации : принят 24 апреля 2008 г. – М.: Собрание законодательства Российской Федерации : Российская газета, 2008. – 15 с.

8. Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания

9. о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей от 09 июня 2014 года № 1000-Р

10. Сообщение о возбуждении уголовного дела по факту смерти Димы Яковлева, официальный портал Следственного комитета РФ, http:// sledcom.ru

11. Сообщение о возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников органов опеки, принимавших участие в усыновлении Максима Кичигина, официальный портал Следственного комитета РФ http://sledcom.ru

12. Сообщение о возбуждении уголовного дела по факту гибели Антона Фомина, официальный портал Следственного комитета РФ http:// sledcom.ru


Н.О. НОВИКОВА





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ