Актуальность темы. Торговля людьми (траффикинг) – современная форма рабства, которая сопровождается циничными и жестокими нарушениями прав человека и включает действия, связанные с вербовкой, перевозкой, передачей, укрывательством или получением людей путем угрозы силой или других форм принуждения в целях эксплуатации.
Самая распространенная форма торговли людьми – сексуальное рабство, поскольку это предприятие с низким уровнем риска. Вовлечение в траффикинг женщин благодаря достижениям в области коммуникации приобрело международный характер. Объем мировой торговли женщинами оценивается от 7 до 12 миллиардов долларов в год. По сведениям ОБСЕ, ежегодно в мире до 3 миллионов женщин становятся жертвами такого промысла. В России статистики по траффикингу нет, поскольку каждое преступление квалифицируется отдельно, поэтому оценить масштабы проблемы невозможно.1
Теоретическая и нормативная основа исследования. В настоящее время понятие траффикинга отсутствует в УК, оно закреплено в ряде международных документов – Конвенции о пресечении торговли людьми и эксплуатации проституции третьими лицами от 21.05.1950, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 03.09.1953, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18.12.1979, Декларации об искоренении насилия относительно женщин от 20.12.1993, Гаагской министерской декларации европейских рекомендаций по эффективным мерам по предотвращению и борьбе с торговлей женщинами с целью их сексуальной эксплуатации от 26.04.1997.
Теоретическая разработанность проблемы достаточно на низком уровне, разработки присутствуют в работах Ерохиной Л.Д., Буряк М.Ю., Донны М.Хьюз.
Предмет научной работы. Предметом данной работы являются женское сексуальное рабство как форма траффикинга и иные формы сексуальной эксплуатации.
Задачи исследования. Основные задачи для исследования: рассмотрение понятий сексуального рабства и иных форм сексуальной эксплуатации, особенностей процесса траффикинга, проблем привлечения виновных лиц к ответственности.
Предложения, сформулированные и обоснованные в научной работе. Каналы вывоза женщин из России в страны Запада, Ближнего и Среднего Востока и США известны давно. Женщин везут транзитом через страны Балтии, Грузию, Казахстан, Египет, Украину. В последнее время все большие обороты набирает Дальневосточный канал вывоза российских женщин – из Хабаровска и Владивостока.2 Наиболее ‘популярен’ маршрут в США. По данным Комитета Государственной Думы по законодательству только в США ежегодно ввозится до 50 тысяч женщин из России и Белоруссии.3 Через границы Российской Федерации, в свою очередь, проходят транзитные потоки живого товара из Вьетнама, Китая, Индии, Пакистана, Афганистана на Запад.
Жертвы траффикинга могут быть проданы, обмануты, насильственно захвачены или другим образом оказаться в ситуации, из которой не в состоянии выбраться. Чаще всего потенциальными жертвами работорговли становятся молодые девушки или женщины с низким социально-экономическим статусом, имеющие низкооплачиваемую или вообще не имеющие работы. Однако любая женщина, выезжающая в туристическую поездку или на учебу, работу, выходя замуж, может попасть в сексуальное рабство.
В процесс торговли может быть вовлечено как одно лицо, так и цепь лиц. Вербовщики, торговцы и сутенеры разработали общие методы действий. Пример банальной схемы: девушка желает найти работу, в поисках подходящего места уезжает в другой город/страну. Работодатель описывает ей все прелести жизни, гарантирует официальное трудоустройство и большие деньги. Далее у прибывшей девушки отбирают документы, ограничивают их свободу, шантажируют и угрожают, запугивают расправой, после чего они становятся покорными и послушными. Попав в такую зависимость, женщины бояться обратиться в местные власти, опасаясь расправы со стороны сутенеров.
Работорговцы могут скрываться под вывеской легальных организаций, в частности брачных и модельных агентств, фирм по трудоустройству граждан за границу, бюро путешествий и туристических фирм, международных служб знакомств, языковых курсов за рубежом. В этих случаях вербовка происходит через рекламные объявления и через сеть Интернет, благодаря использованию которой отследить переданную информацию фактически невозможно. В роли вербовщиков могут выступать знакомые и родственники (процесс вербовки основан на личных контактах и доверии), а также женщины, ранее проданные в рабство (под воздействием угроз и принуждения).
Типичный текст объявления работорговца таков: ««Работа за рубежом для девушек в качестве танцовщиц, официанток и т.д. Профессиональной подготовки не требуется. Проезд, страховка, проживание оплачиваются работодателем. Рабочая виза. Высокая оплата. Интим исключен. Контактный телефон … ».
Методы, используемые при вербовке – заманивание, обман, лесть, рассказы о красивой жизни, обещания богатого заботящегося мужа, обещания решить финансовые проблемы, предложения легкой высокооплачиваемой работы, убеждение в привлекательности подобного вида работы, обещания карьерного роста, помощь в оформлении документов, в установлении знакомств, различных связей, «истории успеха» подставных людей.
По данным Государственного Департамента США за 2013 год 1 Россия отнесена к третьей
группе стран в отношении торговле людьми, где
отсутствуют элементарные стандарты и власти не стремятся исправить положение. Однако в Америке принято более 110 программ по борьбе с работорговлей, она активно составляет рейтинги стран, где борьба ведется недостаточно эффективно, однако является крупнейшим транзитным и конечным пунктом современной работорговли.
В России траффикинг набирает широкие обороты. Резонанс вызвало дело в 2010 году, когда Европейский суд по правам человека оштрафовал Россию и Кипр по делу о смерти в 2001 году россиянки Оксаны Ранцевой, которая стала жертвой траффикинга. Суд счёл, что РФ не защитила девушку от траффикинга, нарушив положения ст. 4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, запрещающей рабство и принудительный труд.2 В действующем Уголовном Кодексе РФ имеются всего две статьи – 127.1 УК РФ (торговля людьми) и 127.2 УК РФ (использование рабского труда). Санкции варьируются в пределах от назначения принудительных работ до лишения свободы сроком до 15 лет.
Однако на практике редко удается услышать о привлечении к уголовной ответственности работорговца, что связано со следующими проблемами:
Скрытность преступлений: на практике большинство дел разваливаются в суде из-за страха жертв за собственную жизнь и жизнь близких.
Способ решения данной проблемы:
необходима тщательная организация обеспечения безопасности жертвы и членов ее семьи,
должна быть обеспечена гарантия неотвратимости наказания виновным лицам,
налаживание сотрудничества с неправительственными организациями с целью предоставления медицинских и социальных услуг жертвам.
2. Сложность доказывания: в процесс торговли живым товаром вовлечено большое количество лиц, трудно отследить схемы и выйти на непосредственного организатора, поэтому к ответственности чаще всего привлекаются сутенеры и вербовщики. Органы власти не во всех случаях могут оказать помощь и пресечь действия работорговцев, что связано с трудностью доказывания таких составов. Рабовладельцы всячески пользуются этим преимуществом: просто отказываются от работников; ссылаются на якобы заключенные трудовые договоры между ними, признавая ошибки в составлении документов. Кроме того, организатор траффикинга получает двойное преимущество: жертвы, удерживаемые в чужой стране, не только уязвимы вследствие незаконного въезда в страну, но и ограничены вследствие незнания законов, культуры и языка новой страны.
Способрешенияданнойпроблемы:
повышение эффективности деятельности правоохранительных органов различных стран,
тщательный контроль за выездом и въездом иностранцев на территорию другого государства,
повышение правовой культуры российских граждан (краткое ознакомление с законодательством той страны, в которую они собираются приехать).
3. Транснациональность преступности: преступная деятельность осуществляется на территории различных стран, в связи с чем невозможно привлечь абсолютно всех виновных лиц к ответственности.
Способ решения проблемы:
формирование совместной деятельности правоохранительных органов различных стран,
координация и сотрудничество правоохранительных органов по вопросам торговли людьми для сексуальной эксплуатации на основании заключенных соглашений о взаимопомощи в данной сфере.
4. Неэффективное мировое сотрудничество: существующие международные акты носят абстрактный и декларированный характер и не способны оказать эффективную правовую поддержку по борьбе с траффикингом.
Способ решения проблемы:
заключение международных договоров и соглашений между странами о сотрудничестве и взаимопомощи по борьбе с траффикингом,
осуществление совместной деятельности правоохранительных органов различных стран по раскрытию данных преступлений,
активное использование информационных технологий (в частности, сети Интернет),
возможное создание Международной Автоматизированной Информационной Системы, в которой бы содержалась информация о преступниках, вовлеченных в процесс торговли людьми, об основных каналах поставки, возможных вербовщиках и иных лицах,
поощрение и создание условий для обмена информацией между соответствующими организациями в странах-поставщиках и странах назначения
рассмотрение вопроса о принятии законодательства, нацеленного на предотвращение секс-туризма и торговли женщинами.
Возможность использования предложений в правотворчестве и правоприменительной деятельности. Работорговля в целях сексуальной эксплуатации широко распространена и остается очень прибыльным бизнесом, с которым достаточно трудно бороться в виду ряда проблем. Мероприятия по решению данных проблем позволят добиться некоторых положительных сдвигов в работе государственных и правоохранительных органов различных по борьбе с траффикингом и добиться некоторого прогресса в привлечении возможного числа виновных лиц к уголовной ответственности.
Список использованной литературы
Нормативные акты:
1. Конвенция о пресечении торговли людьми и эксплуатации проституции третьими лицами от 21.05.1950 // М., Норма, 1999.
2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 03.09.1953 // М., Норма, 2002
3. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18.12.1979 // М., Норма, 2002.
4. Декларация об искоренении насилия относительно женщин от 20.12.1993 // М., Норма, 2002.
5. Гаагская министерская декларация европейских рекомендаций по эффективным мерам по предотвращению и борьбе с торговлей женщинами с целью их сексуальной эксплуатации от 26.04.1997 // М., Норма, 2002.
6. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // РГ N 7, 21.01.2009. СЗ РФ, 26.01.2009,
N 4, ст. 445.
7. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // СЗ РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954. РГ N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996,
N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
Судебная практика
Постановление Европейского суда по правам человека от 7 января 2010 года, дело «Ранцев против Республики Кипр и Российской Федерации»
Специальная литература:
1. Донна М. Хьюз. Теневой рынок: способствование процветанию или подрыв стабильности? Университет Род Айленда // Journal of International Affairs, 2000
2. Ерохина Л.Д. Глобализация международной торговли женщинами и организованной проституции в юго-восточных странах // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №5(13), 2012
3. Ерохина Л.Д., Буряк М.Ю. Торговля женщинами и детьми в целях сексуальной эксплуатации в социальной и криминологической перспективе: монография. М.: Профобразование, 2003. 324 с.
4. Маларек В. Продаются Natachi. Новая глобальная торговля сексом / Пер. с англ. под ред. Е. Владимирской. М.: КоЛибри, 2008. 320 с
5. Нуне Асатрян. Траффикинг: эксплуатация людей. Ер., ВардГрат, 2010. – 24 с.
6. Скляр С.С., Жданов С.А. Торговля людьми: проблема на международном уровне. http://www. sworld.com.ua/index.php/ru/pedagogy-psychologyand-sociology-311/special-and-industrial-sociology311/7460-trafficking-problem-at-the-internationallevel (Дата обращения 27.03.2015)
7. Смирнов Юрий Петрович. Уголовная ответственность за сексуальную эксплуатацию других лиц в форме занятия ими проституцией : диссертация ... кандидата юридических наук :
12.00.08
/ Смирнов Юрий Петрович; [Место защиты: Моск. ун-т МВД РФ].Москва, 2010.196 с.
8. Шпаков А. Е. Проституция как объект криминологического исследования :
автореф. диссертации на соискание ученой степени
/А. Е. Шпаков . Ростов-на-Дону, 2003. -24 с.
Ю.Д. ГРЕДЯЕВА
цель сексуальный эксплуатация, правоохранительный орган различный, европейский конвенция защита, конвенция защита основный, защита основный свобода, орган различный страна, деятельность правоохранительный орган, декларация европейский рекомендация, относительно женщина 1993, насилие относительно женщина, конвенция защита основный свобода, деятельность правоохранительный орган различный, европейский конвенция защита основный, правоохранительный орган различный страна, европейский рекомендация эффективный мера, декларация европейский рекомендация эффективный, министерский декларация европейский рекомендация, гаагский министерский декларация европейский, эффективный мера предотвращение борьба, женщина цель сексуальный эксплуатация,