Охрана и защита избирательных прав граждан является одной из основных задач органов государственной власти в Российской Федерации. В настоящее время, с учетом существующего законодательства о выборах и практики его применения, вопрос о защите избирательных прав граждан ставит перед правовой наукой определённые проблемы.
Одной из данных проблем и является вопрос законодательного регламентирования предвыборной агитации и разграничения данного понятия с «информированием». Предвыборная агитация является одним из важнейших этапов избирательного процесса, в рамках которого осуществляется непосредственное воздействие на политический выбор народа. Часть 1 статьи 29 Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова»1. Это означает недопустимость произвольного вмешательства кого бы то ни было, и
в первую очередь государства, в эту сферу человеческой деятельности. Также Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства, в том числе через своих представителей, и право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2).
Под агитацией понимается «деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них)».2
Под информационными программами следует понимать ежедневные телеи радиопрограммы новостей, за исключением авторских информационно-аналитических программ.3
В ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закреплены формы, в которых предвыборная агитация может
осуществляться, но при этом не дается ясных и четких критериев разграничения понятий «информирование избирателей» и «агитационная деятельность».
Конституционный суд в постановлении от 30 октября 2003 года пытается разграничить понятия «информирование» и «предвыборная агитация» по признаку наличия специальной агитационной цели – умысла: «Поскольку как агитация, так и информирование любого характера могут побудить избирателей сделать тот или иной выбор… критерием, позволяющим различить предвыборную агитацию и информирование, может служить лишь наличие специальной цели…»4.
Данной категории присущ субъективизм, поэтому непонятно, каким образом в конкретных ситуациях будет выяснено наличие, либо отсутствие специальной цели. Позитивная или негативная информация о том или ином участнике выборов служит основанием для его оценки, а значит, направлена на то, чтобы склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению, блоку, т.е. характеризуется агитационной целью. Согласно такой точке зрения, журналист или иной представитель СМИ, действуя в условиях избирательной кампании, должен понимать, что публикуемая им информация формирует определенные предпочтения населения, побуждая избирателей голосовать тем или иным образом. С этих позиций обнародование практически любого позитивного или негативного материала о том или ином кандидате, избирательном объединении или избирательном блоке в условиях ведущейся избирательной кампании заведомо предполагает воздействие на избирателей с целью добиться определенного результата на выборах, т.е. с агитационной целью. Если считать предвыборной агитацией любую информацию в СМИ, которая была распространена в период избирательной компании, то это означало бы ограничение свободы выражения мнений и нарушение свободы массовой информации.
Предвыборная агитация определяется именно как деятельность, «имеющая целью побудить или побуждающая», что представляется не совсем верно. Для определенных категорий избирателей простой рассказ в рамках информирования о том, что существует тот или иной кандидат, является побуждающим мотивом к голосованию за (или против) этого кандидата.
Поэтому для урегулирования данного вопроса, по нашему мнению, необходимо установление определённых критериев, с помощью которых информирование можно отличить от предвыборной агитации:
Стадия проведения агитации или информирования: предвыборная агитация проводится в период избирательной компании, а информирование не ограничено во времени.
Субъекты предвыборной агитации и информирования: перечень субъектов информирования закреплен в Федеральном законе «Об основных гарантиях...», он отличается от перечня субъектов предвыборной агитации, который определяется на основе комплексного анализа положений Федерального закона «Об основных гарантиях...» и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.
Содержание деятельности по предвыборной агитации и информированию: предвыборная агитация отличается выражением симпатий и антипатий, а информирование должно содержать достоверную, объективную информацию.
Повторность распространения: если распространение не имеет систематического характера, то это можно считать информированием, а если же такие сведения одним субъектом распространяются неоднократно-предвыборной агитацией.
5. МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ: ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО И УГОЛОВНОПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНА РОССИИ В ПРОСТРАНСТВЕ: ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ
А.В. ШОДИК
информирование предвыборный агитация, предвыборный агитация информирование, цель побудить побуждать, кандидат избирательный объединение, гражданин российский федерация, понятие информирование предвыборный, предвыборный агитация определяться, субъект предвыборный агитация, федеральный закон основный, защита избирательный гражданин, федеральный закон основный гарантия, понятие информирование предвыборный агитация, агитация информирование предвыборный агитация, предвыборный агитация сми распространить, считать предвыборный агитация сми, ограничение свобода выражение мнение, цель считать предвыборный агитация, агитация сми распространить период, сми распространить период избирательный, период избирательный означать ограничение,