Принципы участия российских граждан в выборах напрямую связаны с содержанием и условиями реализации субъективных избирательных прав. К этой группе относятся принципы все
общего, равного, прямого избирательного права, добровольного участия избирателей в выборах, тайного голосования. К сожалению, действующая Конституция РФ прямо не закрепляет основные принципы участия граждан в выборах, оговаривая лишь, что выборы Президента РФ проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 81). В связи с этим особое значение приобретает ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающая применительно ко всем видам выборов в Российской Федерации свободное и добровольное участие в них граждан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Принцип всеобщего избирательного права предполагает, что гражданин, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, – быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. При этом гражданин, который достигнет надень голосования возраста 18 лет, вправе участвовать во всех иных предусмотренных законом и проводимых законными методами избирательных действиях. Всеобщность избирательного права также означает, что его реализация не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Вместе с тем всеобщее избирательное право вовсе не означает, что участие граждан в выборах абсолютно не ограничено никакими юридическими рамками. В Российской Федерации, как и во всех иных странах, законодательство содержит ряд избирательных цензов, которые представляют собой установленные в нормах права ограничения избирательных прав, обусловленные теми или иными причинами. При этом важно подчеркнуть, что в современных условиях избирательные цензы не имеют дискриминационной направленности, а преследуют, как правило, цели обеспечения осознанного и заинтересованного участия в выборах граждан, а также исключения случаев злоупотребления избирательными правами с их стороны.
Всеобщее избирательное право ограничивается возрастным цензом и цензом оседлости. Для выдвижения в качестве кандидата на выборах Президента РФ возрастной ценз составляет 35 лет, а на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ – 21 год. Помимо этого законами субъектов Федерации может быть предусмотрен возрастной ценз на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации и в орга
ны местного самоуправления, который не должен превышать возраст 21 год надень голосования на соответствующих выборах. Установление возрастного ценза в отношении максимального возраста кандидата не допускается.
Такой вопрос был вынесен на рассмотрение Конституционного Суда РФ и согласно Постановлению от 10 июня 1998 г. N 17-П «По делу о проверки конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта «а» пункта 3 и пункта 4
статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи
58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»:1
«4. Законодательное Собрание Республики
Карелия оспаривает конституционность пункта 6 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому субъекты Российской Федерации могут своими законами устанавливать дополнительные условия реализации российским гражданином пассивного избирательного права, связанные с достижением определенного возраста, однако лишь при соблюдении установленных федеральным законом пределов – минимальный возраст кандидата не должен превышать 21 года на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления и 30 лет – на выборах глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По мнению заявителя, эта норма противоречит основам конституционного строя и другим положениям Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 12 и 130, гарантирующим местное самоуправление, статье 19 (часть 2), закрепляющей равенство прав и свобод граждан, статье 60, устанавливающей полную правосубъектность гражданина с 18-летнего возраста, и статье 73, определяющей исключительное ведение субъектов Российской Федерации. Таким образом, в запросе оспаривается право федерального законодателя вводить связанные с возрастом ограничительные условия реализации гражданином пассивного избирательного права, посягающие, как полагает заявитель, на права субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и граждан».
В Госдуму на рассмотрение внесен законопроект, предлагающий разрешить россиянам голосовать на выборах с 16 лет. В связи с этим был вынесен вопрос для граждан: «Вы поддерживаете или не поддерживаете предложение о снижении возрастного ценза для голосующих на выборах с 18 до 16 лет?
Ответы распределились следующим образом:
1 Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июня 1998 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта "а" пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"// base.garant.ru
Вариант ответа Все Пол Возраст, лет
муж жен До 24 25-34 35-45 45 и старше
Поддерживаю 16% 15% 16% 23% 15% 13% 14%
Не поддерживаю 72% 75% 70% 64% 70% 77% 75%
Затрудняюсь ответить 12% 10% 14% 13% 15% 10% 11%
В 109 странах активное избирательное право признавалось за лицами старше 18 лет: например, с 18 лет – в США, Великобритании, Германии, Италии, с 20 лет – в Японии, Швейцарии, Финляндии, а в Бразилии, на Кубе, в Иране и Никарагуа правом голоса пользуются с 16 лет. Для пассивного избирательного права возрастные цензы выше. Например, президентом Италии можно стать по достижении 50 лет. Верхний возрастной предел для избрания в государственные органы или для пребывания в их составе, как правило, в демократических государствах не устанавливается.
На основе всего вышесказанного мы предлагаем следующее: увеличение возрастного ценза. Иностранные государства, как мы видим, прибегают к подобному опыту. Данное увеличение представляется целесообразным в связи с нередкой политической незрелостью граждан не достигших 21 года, отсутствием у них жизненного опыта. Нами предлагается следующие: увеличить возрастной ценз для активного избирательного права до 21 года.
Ценз оседлости согласно российскому избирательному законодательству может устанавливаться только Конституцией РФ и только по отношению к пассивному избирательному праву. В соответствии со ст. 81 Конституции ценз оседлости закреплен лишь на президентских выборах и означает предъявляемое к кандидат)’ требование постоянного проживания на территории страны не менее 10 лет. Иные случаи установления ценза оседлости действующему российскому законодательству не известны. Например, во. Франции для голосования на любых выборах установлен ценз оседлости 6 месяцев, в Новой Зеландии – 3 месяца, которые нужно прожить на территории избирательного округа.
Постановление Конституционного Суда РФ от 27 апреля 1998 года «По делу о проверке конституционности некоторых положений части первой статьи 92 Конституции республики Башкортостан, части первой статьи 3 Закона республики Башкортостан «О президенте республики Башкортостан» и статей 1 и 7 Закона республики Башкортостан «О выборах президента республики Башкортостан»:
«Конституция Российской Федерации непосредственно не устанавливает условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права при выборах главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, связанные с достижением определенного возраста и продолжительностью проживания на территории субъекта Российской Федерации.
Отнеся к ведению Российской Федерации регулирование прав и свобод (пункт «в» статьи 71), Конституция Российской Федерации одновременно предписывает федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации их полномочий действовать с учетом того, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2), что все равны перед законом и судом (статья 19, часть 1), что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (статья 60), за исключением случаев, предусмотренных самой Конституцией Российской Федерации (статья 32, часть 3; статья 81, часть 2; статья 97, часть 1), а ограничения прав и свобод могут устанавливаться федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3), т.е. должны быть соразмерны указанным целям.
Установление дополнительно к Конституции Российской Федерации в качестве условий приобретения гражданином пассивного избирательного права требований, связанных с достижением определенного возраста и продолжительностью проживания на территории субъекта Российской Федерации, ограничивает права и свободы человека и гражданина. Такого рода ограничения в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации не могут вытекать из правомочия субъектов Российской Федерации, закрепленного в ее статьях 77 (часть 1) и 11 (часть 2): самостоятельно устанавливая систему своих органов государственной власти и образуя их, субъекты Российской Федерации обязаны действовать в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, в том числе с принципом свободных выборов (статья 3, часть 3), гарантируя свободу волеизъявления граждан и не нарушая демократические принципы и нормы избирательного права».
По российскому законодательству устанавливается ценз оседлости лишь для президента РФ, а именно – 10 лет. Мы же предлагаем установить ценз оседлости также и для депутатов Государственной Думы, глав исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, глав местного самоуправления на соответствующей территории – 1 год.
Л.М. САВЧЕНКО, Е.С. ШЕРСНЕВА
субъект российский федерация, конституция российский федерация, орган государственный власть, гражданин российский федерация, пункт пункт пункт, власть субъект российский, государственный власть субъект, основный гарантия избирательный, референдум гражданин российский, гарантия избирательный участие, гарантия избирательный участие референдум, основный гарантия избирательный участие, избирательный участие референдум гражданин, участие референдум гражданин российский, власть субъект российский федерация, орган государственный власть субъект, референдум гражданин российский федерация, связать достижение определенный возраст, законодательный представительный орган государственный, закон основный гарантия избирательный,