СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Институт наблюдения за выборами


На сегодняшний день создано много средств и способов развития демократической избирательной системы, один из них – институт наблюдения за выборами.

Правовое регулирование вопроса осуществляется на основе Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов РФ, постановлений ЦИК РФ, решений ИКСРФ, решения судов.

Наблюдателями могут быть как граждане РФ, так и иностранные граждане.

Международное наблюдение за выборами выступает частью международного наблюдения за соблюдением прав человека и должно осуществляться путем поддержания высших стандартов беспристрастности по отношению к национальным участникам политической борьбы..

В Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ указывается, что государства приглашают национальных и международных наблюдателей, чтобы повысить авторитетность избирательного процесса и исключить все сомнения в легитимности избранных органов. Международное наблюдение за избирательным процессом является одним из направлений помощи ООН в проведении выборов1.

Одной из основных задач Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ/ОБСЕ) является оказание поддержки процессам демократических выборов путем всестороннего наблюдения за выборами и осуществления проектов в области содействия выборам направленные на развитие реальной, всенародной демократии.

Что касается участия международных наблюдателей в выборах Президента Российской Федерации. По словам главы делегации наблюда

телей Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Рудольфа Биндига, на четверти избирательных участков были обнаружены нарушения в процедуре подсчета голосов2. В Москве, Краснодаре и Хабаровске отмечены случаи, когда избирательные комиссии не точно следовали установленной законом процедуре. На избирательном участке 123 на Таганке в урну были подброшены бюллетени. На одной трети избирательных участков наблюдались случаи группового голосования, – продолжил Биндиг. – Вряд ли это повлияло на результат выборов, но все-таки тем самым нарушается принцип тайного голосования, который является основополагающим в избирательном процессе.

По мнению главы миссии наблюдателей от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Джулиан Пил Йетс, Выборы президента РФ 14 марта были организованы на должном уровне, ЦИК продемонстрировал высокий уровень профессионализма и высокой технической подготовки выборов3. Было искреннее желание предоставить возможность голосования максимальному количеству избирателей, включая значительные финансовые затраты для проведения выборов на отдаленных территориях и гибкие подходы к созданию специальных избирательных участков; деятельность Центральной Избирательной Комиссии была открыта и эффективна. Таким образом, в России созданы необходимые условия для «открытости и прозрачности процесса проведения выборов», считает Йетс.

В то же время было заявлено, что избирательный процесс не полностью отражал принципы, необходимые для проведения «нормальных демократических выборов». «Отсутствовали стандарты, принятые в странах ОБСЕ при проведении демократических выборов. Отсутствовала состязательность различных политических позиций», – сказал глава миссии наблюдателей ОБСЕ. Также Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ) в окончательном докладе наблюдателей, осуществлявших мониторинг декабрьских выборов в Госдуму РФ в 2012 году пришло к выводу о том, что избирательная кампания и сам процесс голосования прошли в условиях отсутствия справедливой состязательности и при вмешательстве властей.

«Пропорции выборного процесса были смещены в пользу правящей партии.

Интересным способом решения данной проблемы является опыт Хорватии. Хорватия прошла через все эти фазы менее чем за пять лет. В 1997 г., когда неправительственные организации объединились для мониторинга, им не дали аккредитацию. Это запретил ЦИК, утверждая, что якобы беспристрастное наблюдение не упоминается в Кодексе о выборах. Наблюдатели назывались иностранными шпионами, врагами народа, врагами государства. Но в 1999 г. включили в Кодекс о выборах упоминание об этом механизме, и в 2000 г. более 5 тыс. наблюдателей присутствовали на выборах – и парламентских, и президентских.

Участие международных наблюдателей в избирательном процессе можно рассматривать как желание государства показать подлинность выборов и легитимность избранных органов. Однако срок полномочий наблюдателя очень мал. И в случае, если нарушения имели место не в процессе голосования, а намного раньше, например, на стадии регистрации кандидата или в период предвыборной агитации, то он не может его доказать, и в принципе знать о факте такого нарушения.

Есть органы, уполномоченные следить за исполнением законодательства во время подготовки и проведения выборов, но международные наблюдатели – независимые представители на выборах и скорее всего их мнение будет более объективно. Но международных наблюдателей на данной стадии нет. Как нет их на региональных и муниципальных выборах, просто потому что это не установлено законодательно.

Любой факт нарушения только тогда может стать аргументом «потерпевшего», когда этот факт должным образом зафиксирован и, самое главное, своевременно доведен до соответствующего контролирующего органа власти. В противном случае нарушения – вовсе не нарушения, а лишь повод для стенаний. Честность выборов зависит не столько от тех, кто пытается нарушить законодательство, сколько от тех, кто может быстро и квалифицировано пресечь или хотя бы зафиксировать эти нарушения и дать им ход по инстанциям.

Законом оговорено, что наблюдатель должен осуществлять все эти и другие действия так, чтобы не препятствовать нормальной работе ко

миссии. Тут, однако, могут возникать различные конфликты. К примеру, закон предписывает, что наблюдатель не имеет права прикасаться к бюллетеням при подсчете, но имеет право находиться на таком расстоянии, чтобы видеть содержание бюллетеня. На практике часто случается так, что председатели комиссий при подсчете голосов выстраивают наблюдателей у дальней стены – чтобы те «не препятствовали работе комиссии». В этом случае наблюдатель должен настаивать на своем праве – расстояние должно быть таким, чтобы можно было видеть пометки в бюллетенях. Обычно это расстояние оговаривается заранее.

Федеральное законодательство запрещает любую агитацию в день выборов. Однако, сверившись с местным законодательством и не найдя там запретительных норм, а также настояв на положительном согласовании этого вопроса с избиркомом, можно прицепить наблюдателям и членам комиссии бэйджики, на которых будут указаны фамилия-имя-отчество наблюдателя или члена комиссии, его статус на избирательном участке, а также фамилия кандидата или движения, которое он представляет. Здесь скрывается и дополнительный хитрый смысл. Если люди с этими бэйджиками будут оставлять благоприятное впечатление, выгодно отличаться от представителей иных кандидатов своими манерами и внешним видом, то избиратели могут проникнуться симпатией к команде этого кандидата.

Обнаружив или заподозрив какое-либо нарушение, наблюдатель мгновенно должен сделать об этом устное заявление председателю комиссии. Сразу после этого надо написать короткое заявление о нарушении и подать его официально секретарю комиссии, который обязан зарегистрировать заявление. Теперь уже комиссия не сможет игнорировать заявление. Протоколировать необходимо абсолютно любые нарушения. Есть ли в этих нарушениях чей-то злой умысел, или просто обнаружились недостатки в работе комиссии, либо даже по объективным причинам нарушился нормальный ход выборного процесса.

Во многих случаях эффективным может быть обращение в средства массовой информации, особенно электронные, поскольку они выпускают новости в эфир по несколько раз в день.

Основная цель государства при проведении выборов – обеспечение достоверности и прозрачности голосования, предоставление возможности гражданам осуществлять объективную оценку действий избирательной комиссии. В этом заключается основные полномочия наблюдателей. Действительно, чем больше граждан станут сообщать о фактах нарушений, тем более объективной будет картина.

Однако государство часто пресекает действия наблюдателей, ссылаясь на то, что их действия незаконны, либо их финансирование осуществляет иностранная организация и т.д. Так,

например, Промышленным районным судом г. Ставрополя был установлен факт нарушения права члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей присутствовать при осмотре пустых переносных и стационарных ящиков для голосования и при их опечатывании. Двери в помещение участка были заперты, несмотря на его многочисленные требования о незамедлительном обеспечении ему входа в помещение. Участковая избирательная комиссия во главе с председателем, до начала голосования (до 08.00 часов) его в помещение не впустила. В 08:00 часов двери открыли. Когда он вместе с другими наблюдателями, а также вместе с собравшимися у входа избирателями вошли в помещение для голосования, ящики для голосования уже были опечатаны, и сразу началось голосование. Жалоба, поданная им, осталась без внимания.

Самая большая ошибка государства в том, что оно смотрит на внешние признаки, при этом не замечая существа проблемы. Мы в первую очередь заинтересованы, чтобы нарушений на

выборах не было, и нам абсолютно не важно, как и от кого мы будем узнавать о них: от граждан РФ или от иностранцев, от российских политических партий или от зарубежных организаций.

В связи с этим мы предлагаем внести некоторые дополнения в закон касательно статуса наблюдателя.

1. Наблюдатели имеют право присутствовать на всех стадиях избирательного процесса (а не только в день голосования и в дни досрочного голосования).

2. Возможность своевременной замены наблюдателя в случае его удаления с избирательного участка.(чтобы обеспечить возможность всем заинтересованным лицам непрерывно наблюдать за ходом голосования)

3. Законодательное установление исчерпывающего перечня причин удаления наблюдателя с избирательного участка. (обеспечить единообразное понимание смысла правовой нормы, например, определить, какие действия (бездействия) считаются препятствиями к осуществлению полномочий избирательной комиссии и др.)


М.Е. ТРИФОНОВА, Е.С. БАТУШЕВА





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ