СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Процедура отзыва должностных лиц в национальной практике


В национальном законодательстве имеется возможность такого досрочного прекращения полномочий должностных лиц, как их отзыв.

Отзыв – это процедура, позволяющая избирателям отстранять от должности ранее на них избранных или назначенных должностных лиц.

Отзыв выступает в качестве факультативного инструмента демократической организации государственной и муниципальной власти, вследствие чего его фактическое применение не является обязательным.

Отзыв депутата (выборного должностного лица) не рассматривается ни Конституцией, ни федеральными законами в качестве обязательного условия их статуса.

Институт отзыва не связан с избирательными правами граждан, а является своеобразной формой ответственности избранных депутатов и должностных лиц, то и в законодательном плане он приурочен к юридическому оформлению их статуса, что не имеет ничего общего

с целями и задачами избирательного законодательства.

Непосредственно сама процедура отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации предполагает:

  1. «Выдвижение инициативы населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации и обладающего активным избирательным правом, в порядке, установленном для проведения референдума субъекта Российской Федерации».2 Выдвинуть инициативу можно не ранее чем по истечении одного года со дня вступления в должность избранного высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Число граждан, поддерживающих предложение о начале процедуры отзыва не должно привести к искажению волеизъявления населения, нарушению права граждан на равных основаниях, независимо от указанных различий между муниципальными образованиями, участвовать в решении вопроса о начале процедуры отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, а следовательно, – к нарушению равенства при осуществлении местного самоуправления.
  2. Далее собираются подписи избирателей, количество которых определяется законом субъекта Российской Федерации и должно составлять не менее одной четверти от числа избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации.

«Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, действующей в качестве комиссии по отзыву, осуществляет проверку подписей избирателей, соблюдение порядка их сбора и проверку соблюдения процедуры выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву высшего должностного лица субъекта Российской Федерации».1 Отзываемое лицо и инициаторы его отзыва должны быть проинформированы

комиссией по отзыву о месте и времени проведения ее заседания и результатах выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Она также обязана проинформировать отзываемое лицо и инициаторов его отзыва о результатах рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации инициативы проведения голосования по отзыву. Срок рассмотрения и принятия ею решения не может превышать 15 дней со дня представления инициаторами отзыва в комиссию по отзыву всех необходимых документов, в том числе подписных листов.

3. Далее законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации рассматривает инициативу и принимает решение о назначении голосования по отзыву либо об отказе в назначении такого голосования в срок не более 15 дней со дня поступления документов от комиссии по отзыву.

«Голосование по отзыву высшего должностного лица субъекта Российской назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Голосование может быть назначено только на воскресенье».2 Не допускается назначение голосования по отзыву на предпраздничный

и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении

голосования по отзыву подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

4. Отзываемое лицо должно иметь возможность дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания отзыва. На всех этапах осуществления отзыва отзываемым лицом может быть использовано право на защиту чести и достоинства, гражданских прав и свобод в суде.

5. Голосование по отзыву высшего должностного лица субъекта Российской Федерации проводится не позднее 60 дней со дня принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о назначении голосования по отзыву.

6. «Отзыв признается состоявшимся, если за него проголосовало более половины от числа участников голосования, включенных в списки для голосования по отзыву высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)».3 За отзыв должно проголосовать по

крайней мере не меньшее число граждан, чем то,

которым отзываемое лицо было избрано, чтобы голосованием по отзыву не умалялось значение выявленного в ходе выборов волеизъявления избирателей и обеспечивалась охрана его результатов. Иначе создаются условия не только для произвольного, не основанного на действительной воле населения досрочного прекращения полномочий конкретных должностных лиц местного самоуправления, но и для сужения сферы действия представительной демократии, что может приводить (тем более в случае неназначения новых выборов) к нарушению баланса институтов народовластия и дестабилизации муниципальной власти.

Процедура отзыва, являясь одной из форм прямого волеизъявления граждан, основывается на Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 130) и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ч. ч. 1 и 2 ст.24):

  1. «Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения, в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума».1
  2. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

Значимые правовые позиции по вопросу отзыва выборных лиц местного самоуправления были высказаны Конституционным Судом Российской Федерации. Так, очень важным является сформулированное Конституционным Судом положение о «недопустимости введения облегченной процедуры отзыва».2 Конституционным

Судом затрагиваются и весьма важные вопросы,

связанные с основаниями отзыва. В силу особенностей местного самоуправления как публичной власти, наиболее тесно связанной с населением, которыми предопределяется роль отзыва в механизме местного самоуправления, то или иное решение либо действие (бездействие) выборного должностного лица, которое ставит под сомнение доверие к нему населения и является согласно уставу муниципального образования основанием для отзыва, может стать известным избирателям без его предварительного юрисдикционного подтверждения. Тем большее значение при отзыве приобретает судебная защита, предполагающая, в частности, «возможность установления судом по инициативе отзываемого лица или другого надлежащего заявителя, что то или иное действие (бездействие) отзываемого лица не имело места или что от его воли не зависело наступление тех последствий, которые оцениваются как основание для утраты к нему доверия, и потому дальнейшее осуществление процедуры отзыва исключается».

Конституционный Суд указал, что на всех этапах процедуры отзыва выборное должностное лицо местного самоуправления должно иметь право давать пояснения по обстоятельствам, служащим основанием отзыва, защищать свои интересы. Лица, инициирующие процедуру отзыва, должностные лица, ответственные за организацию заседания представительного органа местного самоуправления, учитывая общие принципы демократических правовых процедур, должны обеспечить уведомление выборного должностного лица о времени и месте рассмотрения вопросов, касающихся его отзыва. Следует заметить, что, хотя и в интересах само

го отзываемого лица явиться на соответствующие заседания и дать свои объяснения, оно вправе и не делать этого. Но, в свою очередь, это не должно приводить к затягиванию процедурных вопросов отзыва.

Нерешенной проблемой современного отечественного законодательства об отзыве является отсутствие надлежащих правовых процедур отзыва.

1) Первым этапом в процедуре отзыва является выдвижение инициативы. Заявление граждане подают коллективно, оно подается от инициативной группы. Но прежде эта инициативная группа должна быть зарегистрирована, но на этапе регистрации процедура отзыва в некоторых случаях прекращается. Для устранения этого недостатка, следует рассмотреть вопрос о применении более упрощенного порядка регистрации инициативной группы.

Для этого в федеральный закон должно быть внесено изменение о порядке выдвижения инициативы.

2) В федеральном законодательстве установлено, что голосование назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, а также КС РФ подтвердил требование, согласно которому нормативные акты субъектов Российской Федерации об отзыве выборных лиц местного самоуправления должны исключать вмешательство государственных органов, а также избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в процесс отзыва, поскольку иное было бы нарушением конституционных принципов местного самоуправления. Но часть субъектов не соблюдает это требование, так как в модельном законе содержится возможность избирательной комиссии муниципального образования принимать решение о назначении голосования по отзыву депутата по соответствующему избирательному округу и определяет дату голосования.

Так, в Пензенской области предусматривается участие в подготовке и проведении голосования об отзыве депутата, выборного должностного лица местного самоуправления избирательной комиссии Пензенской области.

Процедура отзыва в настоящее время не может быть реализована и по формальным причинам, поскольку процессуальное законодательство не содержит полномочий судов общей юрисдикции подтверждать либо опровергать законность решений и действий (бездействий) депутатов.

1 Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в ред. от 30 марта 2015 г. N 64-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. – 2003. – N 40. – ст. 3822.//Собрание законодательства РФ. – 2015. – N 64. – Ст. 23.

2 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.04.2002 N 7-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления" и Закона Корякского автономного округа "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе"

Отмеченные сложности законодательного регулирования отношений по отзыву депутата, выборного должностного лица в нашей стране не свидетельствуют против рассмотренного института непосредственной демократии. Институт отзыва не только может, но и должен стать элементом демо

кратического общественного устройства России в случае законодательного закрепления оправдавших себя на практике норм, нацеленных на ответственное участие большинства граждан в принятии такого важного публично-властного решения, как отзыв выбранных ими депутатов и должностных лиц.


К.В. МАКСИМОВА





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ