СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Наблюдение за выборами, как институт демократической избирательной системы


Выборы занимают особое место в формировании представительных органов власти и ротации высших должностных лиц на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации и в системе местного самоуправления. Их исход во многом предопределяет дальнейший суверенный вектор развития страны, ее представительных и государственных структур, институтов гражданского общества. Свободные выборы – это один из важнейших демократических способов легитимации государственной власти и местного самоуправления.

Институт наблюдения – один из самых молодых институтов Российской Федерации, хотя функции наблюдения «за правильностью выбора» – как неотъемлемая часть выборного производства, осуществлялась всегда, начиная с древности, органами и лицами организующими «выбор». Но, общественное наблюдение за выборами гражданами или их организациями, это довольно поздний этап в эволюции самой избирательной системы в России. Наблюдение за выборами является необходимым атрибутом для демократически развивающейся страны.

Необходимость независимого наблюдения за выборами существует как в государствах со сложившейся системой демократических институтов, так и в государствах, находящихся в переходном к демократии состоянии.

Зарубежный и отечественный опыт проведения наблюдения за выборами подтверждает, что атмосфера гласности, созданная при организации избирательной кампании, присутствие наблюдателей на избирательных участках в день выборов повышает уверенность общественности в справедливости выборов и способствует более активному участию граждан в избирательном

процессе. Наблюдатели выполняют и важную избирательно-технологическую функцию: следя за подсчетом голосов, они обеспечивают параллельное определение общих итогов голосования или используют иные способы и методы контроля, являются источником информации, на основе которой могут быть сделаны оценки и заключения относительно подлинности официальных итогов выборов. Выявление наблюдателями и анализ наиболее распространенных нарушений избирательной процедуры (нарушений не всегда преднамеренных) позволяет совершенствовать избирательное законодательство и избирательные технологии.

Присутствие на выборах иностранных наблюдателей помимо основной своей задачи – выявления степени легитимности результатов выборов – позволяет соотнести национальное законодательство и саму избирательную процедуру с международными стандартами.

Первое, с чем приходится сталкиваться при анализе института наблюдателей, – это разница в понимании целей и задач наблюдения, точнее, в том, что одни истолковывают это понятие более широко, а другие – более узко. Так, в странах с устоявшейся демократией наблюдение за выборами выступает как процедура контроля за выборами на всех стадиях избирательного процесса. Например, в изданной на русском языке разработке Национального демократического института международных отношений (США) «Независимое наблюдение за ходом выборов» подчеркивается: «В настоящее время деятельность наблюдателей уже не сводится к работе только в день выборов или к контролю за процессом подсчета голосов. Эффективный процесс наблюдения за ходом выборов предполагает более масштабные мероприятия, которые начинаются с разработки положений о проведении выборов и заканчиваются расследованием заявлений и жалоб о правонарушениях, допущенных в ходе избирательной кампании и выборов».

В «Руководстве по наблюдению за выборами» ОВСЕ четко различаются «долгосрочное наблюдение» и «краткосрочное наблюдение»: «Долгосрочные наблюдатели работают в течение всех стадий выборов, в то время как краткосрочные – присутствуют в основном в день выборов. Целью долгосрочного наблюдения является приобретение углубленного знания о различных стадиях избирательного цикла. Целью краткосрочного наблюдения является исполнение классических обязанностей наблюдения за выборами. Оно обеспечивает широкое присутствие наблюдателей на территории всей страны для оценки заключительных дней избирательной кампании, дня выборов и подсчета голосов».1

Расширяется практика представления национальных законодательных актов на международную правовую экспертизу, в частности в Венецианскую комиссию Совета Европы (официально Европейская комиссия за демократию через право) – консультативный орган Совета Европы (СЕ) по конституционному праву. С 1990 г. Венецианская комиссия ведет важную экспертно-правовую работу над проблематикой демократических выборов.

Среди неправительственных организаций, работающих в данной сфере, следует выделить Международную организацию по наблюдению за выборами CIS-EMO ( Commonwealth of the Independent States – Election Monitoring Organization). Ее основной декларируемой целью является содействие сохранению и развитию института выборов и общественного контроля за ними в странах с развивающимися демократическими системами. Она была зарегистрирована в России (сентябрь2003 г.).Руководящим органом CIS-EMO выступает Высший совет, который формируется из обладающих признанным авторитетом представителей общественности различных стран. С 2008г. CIS-EMO является составной частью центра демократических процессов «Кворум». CISEMO приглашает наблюдателей от Европейского парламента на выборы различных уровней в России. Информационно-аналитические материалы Международного фонда избирательных систем США, который среди международных неправительственных организаций ведет наиболее активную работу в области современных избирательных процессов, дают также мето

дические обоснования для оценки качества избирательного процесса2.

Институт наблюдения переживает процесс

перехода в новую –информационную – фазу своего развития. В России накануне выборов Президента Российской Федерации (4 марта 2012 г.) была реализована программа по массовой установке камер на более чем на 91 тыс. избирательных участков. Они осуществляли постоянную запись изображения и звука на жесткий диск и прямую трансляцию на специально созданный интернет-портал.

За трансляциями в Интернете с различных избирательных участков в России во время президентских выборов наблюдало около 3,5 млн. чел. из всех уголков мира. Суммарно пользователями было просмотрено 7,9 млн. видео трансляций, а одновременный рекорд подключения составил 400 тыс. пользователей. Наиболее популярными стали трансляции с избирательных участков в Москве (3 млн. просмотров), Чукотки (2,1 млн. просмотров), а также Чеченской Республики (1,3 млн. просмотров). Одним из самых популярных участков стал избирательный участок № 49, который был размещен в одном из частных домов села Меседой Введенского района Чечни. Если говорить о наиболее активных наблюдателях, то чаще всего среди них были замечены жители столичного региона (914 тыс. чел.),Санкт-Петербурга и Ленинградской области (308 тыс. чел.), а также жители Краснодарского края (112 тыс.чел.).3

Камеры следует считать важным средством

борьбы с вероятными фальсификациями на выборах. Эта форма наблюдения, доступная для множества избирателей, выступает формой активизации их политического участия. Проблема функционирования института международных наблюдателей за выборами вновь становится актуальной в связи с теми политическими процессами, которые говорят о сложностях становления демократических порядков.

На пространстве СНГ эти сложности проявились во время так называемых «цветных революций». В арабском мире явление, получившее наименование «арабская весна», непосредственно отражается входе избирательных кампаний, проходящих в охваченных преобразованиями странах. В странах, где нет устоявшихся традиций демократии, роль, которую играют международные наблюдатели на выборах, важна для того, чтобы убедить мировую общественность, часто настроенную скептически в том, что любой избирательный процесс в этих странах необходим. Поэтому требуется участие каждого избирателя в голосовании.

1 Куколевский А. Наблюдай, но проверяй // Коммерсантъ – Власть. 2008. № 29. С. 19.

2 Официальный сайт Международного фонда избирательных систем США // URL: http://ifes.org

3 URL: http://web20.su/za-vyborami-cherez-internet-nabljudalo-35-milliona-chelovek


М.А. ГАВРИЛОВА





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ