Основной формой реализации прав избирателей при выдвижении кандидатов, списков кандидатов, инициировании референдума является процедура сбора подписей. Если иное не предусмотрено законом, наличие определенного количества подписей избирателей является необходимым условием выдвижения кандидатов, списка кандидатов, назначения референдума.
Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.
Федеральными законами может устанавливаться квота на сбор подписей избирателей на территории одного субъекта Российской Федерации при проведении выборов в федеральные органы государственной власти. Однако установление квоты на сбор подписей избирателей при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления на части территории субъекта Российской Федерации, части территории муниципального образования не допускается.
Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов.
На выборах в органы местного самоуправления подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов.
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций
независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается.
Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. Но результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Недостоверной считается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Подпись, выполненная указанным образом, признается недостоверной на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с законом.
Недействительными считаются:
подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, а также подписи избирателей, место жительства которых находится за пределами территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности;
подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с Федеральным законом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист и прочие;
Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же федерального списка кандидатов, действительной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
Если количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от общего количества отобранных для проверки подписей, проводится дополнительная проверка еще 15 процентов подписей от необходимого для регистрации кандидата или списка кандидатов количества подписей избирателей.
Если суммарное количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от общего количества подписей, дальнейшая проверка подписных листов прекращается, и федеральный список кандидатов не регистрируется.
Кандидат или список кандидатов не могут быть зарегистрированы, если количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, недостаточно для регистрации.
Примеры нарушений:
1. Апелляционное определение Смоленского областного суда от 26 августа 2014 г. по делу N 33-3421/2014.
Заявитель просил признать незаконным решения избирательной комиссии об отказе в регистрации его кандидатом на должность Главы муниципального образования. В обоснование заявленных требований, указано несогласие с решением избирательной комиссии о признании недостоверными 28 подписей избирателей (100%), в связи с несоответствием формы подписных листов установленным законом требованиям, поскольку форма всех представленных в избирательную комиссию подписных листов отвечает требованиям Федерального закона N 67-ФЗ. Помимо этого, в подписных листах отсутствовали какие-либо исправления.
Суд первой инстанции отказал в требовании заявителя о признании отказа избирательной комиссии незаконным. Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к выводам о наличии нарушений, указанных в Федеральном законе N 67-ФЗ, являющихся основаниями для признания всех подписей избирателей недействительными и указал на законность и обоснованность оспариваемого решения избирательной комиссии.
Апелляционная инстанция установила: Действующее избирательное законодательство различает требования к форме подписного листа и требования к его заполнению. Форма представленных заявителем подписных листов (наименование и количество строк, граф, их расположение и т.п.) соответствует форме, установленной приложением N 6 к Федеральному закону N 67-ФЗ,
поэтому ссылка суда на подпункт «и» пункта 6.4 статьи 38 названного Федерального закона, предусматривающий признание недействительными всех подписей избирателей в случае нарушения формы подписного листа, несостоятельна, а заполнение у подписных листов заявителя отличалось, однако, там было больше информации, чем требовалось, поэтому апелляция не усмотрела в этом нарушений: «указание дополнительных сведений, не предусмотренных в приложении к ФЗ, не влечет признание всех подписей недействительными. Таким образом суд определил: Решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение. Признать незаконным решение избирательной комиссии об отказе в регистрации заявителя кандидатом на должность Главы муниципального образования.
2. Апелляционное определение Иркутского областного суда от 3 сентября 2014 г. по делу N 33-7452/2014
Заявитель оспаривает отказ избирательной комиссии в регистрации его в качестве кандидата. Основанием к отказу послужило признание подписей избирателей недостоверными на основании заключения С., который не был включен в состав рабочей группы ОИК. Подписные листы были направлены единолично председателем ОИК на почерковедческое исследование без указания на то, какие данные в подписных листах вызывают сомнение, оснований для проведения экспертизы, по его мнению, не имелось. В отношении подписных листов иных кандидатов почерковедческая экспертиза не проводилась. Заявитель указывает тот факт, что недостоверность была установлена специалистом а не экспертом. Суд установил, что ряд подписей признаны недостоверными из-за несоответствия сведений об подписавшихся действительности. В некоторых подписных листах даты поставлены не собственноручно, одна подпись имеет исправления, не оговоренные избирателем. По поводу заключения специалиста суд признал его правомерным и отказал в удовлетворении заявления.
Определение Свердловского областного суда от 5 октября 2012 г. по делу N 33-12897/2012 Гражданин О. просит признать незаконным решения городской территориальной избирательной комиссии по апелляционной жалобе Б. Заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения городской территориальной избирательной комиссии о регистрации гр. Б., указывая, что гр. Б., при недействительности ряда подписей, было представлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей для его регистрации. Оспариваемым решением требования заявителя были удовлетворены. Б. было представлено 46 подписей, из них 1 была признана недействительной избирательной комиссией.
Суд, рассматривая дело, установил, что вместо 1 подписи признанной недействительной
избирательной комиссией, недействительными являются 17 подписей избирателей. В решении приведено 19 недействительных подписей, поскольку некоторые подписи признаны недействительными по двум основаниям. При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что подписей было предоставлено 46 при наличии 17 недействительных, оставшихся достоверных подписей для регистрации Б. в качестве кандидата было представлено недостаточно.
Отсюда суд сделал правильный вывод, что оспариваемое решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 Федерального закона. Таким образом, суд удовлетворил заявление одного кандидата, оспаривавшего регистрацию другого.
3. Определение Верховного суда Российской Федерации от 2 декабря 2011 г. N 44-Г11-47 Один кандидат в депутаты Законодательного Собрания Пермского края, просил отменить решение избирательной комиссии о регистрации другого кандидата (Хозяшева). Основания: выполнение некоторых подписей не избирателями, количество которых более 10% от проверенных. Суд первой инстанции отказал, указав, что из проверенных недействительным оказался 1, что менее 10%, а факт выполнения некоторых подписей не избирателями не установлен, так как экспертизы не было. особого мнения члены избиркома при принятии решения о регистрации кандидата не выражали. Суд оставил решение избирательной комиссии без
изменений.
Е.А. АРТЮХОВА Е.А. ЧЕСНОКОВА
решение избирательный комиссия, орган государственный власть, кандидат список кандидат, субъект российский федерация, форма подписной лист, недействительный подпись избиратель, орган местный самоуправление, признать незаконный решение, избирательный комиссия регистрация, выполнение некоторый подпись, территория субъект российский федерация, кандидат должность глава муниципальный, решение избирательный комиссия отказ, выбор федеральный орган государственный, незаконный решение избирательный комиссия, федеральный орган государственный власть, должность глава муниципальный образование, квота сбор подпись избиратель, регистрация кандидат список кандидат, необходимый регистрация кандидат список,