В современный век развития информационных технологий процессы информатизации затрагивают все сферы деятельности общества и избирательный процесс не является исключением. В течение многих лет голосование на выборах проводилось посредством заполнения бумажных бюллетеней. При проведении такого голосовании нередко возникали трудности. Избирателям, которые не могут присутствовать в день выборов на избирательном участке, фактически приходилось отказываться от своего права проголосовать, а голосующие часто сталкивались с бюллетенями, которые содержали большое количество листов или имели неудачный дизайн, а также формат. Так как развитие информационных и коммуникационных технологий во многом определяет общественное и политическое развитие каждого государства, одним из перспективных направлений использования современных информационных технологий является развитие электронного голосования избирателей.
Электронное голосование – голосование без использования бюллетеня, напечатанного на бумажном носителе, с использованием комплекса средств автоматизации ГАС «Выборы»1.
Понятие «электронное голосование» впервые
включено в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ. Для кандидатов и членов избирательных комиссий остро стоял вопрос о фальсификации итогов выборов в случае подмены бюллетеней. Более того, традиционная форма проведения голосования с использованием бумажных бюллетеней характеризуется низкой скоростью подсчета голосов и вызывает сомнения в абсолютной точности данного подсчета. В последние годы все больше государств внедряют принципиально новый способ проведения
выборов – электронное голосование. В настоящее время электронное голосование проводится в ряде стран, например, в США, Великобритании, Японии. С развитием информационных технологий подобное стало возможно и в Российской Федерации, хотя в настоящее время не стоит задачи полного перехода на электронное голосование.
Целями ЭГ являются: во-первых, предоставление избирателям возможности проголосовать в месте ином, чем избирательный участок в их избирательном округе; во-вторых, расширить доступ к процессу голосования для избирателей-инвалидов или избирателей, имеющих другие трудности для физического присутствия на избирательном участке и использования имеющегося там оборудования; в третьих, повысить явку избирателей путем предоставления дополнительных каналов для голосования; в четвертых, снизить общие расходы для избирательных органов, связанных с проведением выборов или референдума; в пятых, объявлять результаты выборов на более надежной основе и в более короткие сроки.
На данном этапе такое голосование с использованием комплексов для электронного голосования (КЭГ) федеральный законодатель постановил проводить на ограниченном количестве избирательных участков, участков референдума (не более одного процента от общего количества избирательных участков, участков референдума на территории, где проводятся выборы, референдум)2. При электронном голосовании используется электронный бюллетень, отображаемый на
экране КЭГ. Электронный бюллетень – бюллетень, подготовленный программно-техническими средствами в электронном виде, применяемый при проведении электронного голосования3.
Касанием сенсорного экрана или, управляя кнопками, избиратель (участник референдума) делает свой выбор, который отображается на экране, тем самым выражая свое волеизъявление. Подсчет голосов осуществляется автоматически. Составление протокола об итогах голосования, порядок его подписания и приобретения юридической силы осуществляется в порядке, устанавливаемом ЦИК России в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Электронное голосование с использованием КЭГ реализуется с учетом Рекомендаций Комитета Министров Совета Европы по правовым, организационным и техническим стандартам электронного голосования, принятых 30 сентября 2004 года.
Электронное голосование может также проводиться на избирательном участке с использованием таких электронных технологий, как система оптического сканирования, автоматически считывающая информацию с бумажного бюллетеня, или система прямой записи через сенсорный экран или кнопочный терминал.
Самостоятельным видом электронного голосования является удаленное (дистанционное) голосование с использованием информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет (далее – Интернет-голосование) или других каналов связи (например, телефонная линия, мобильная телефонная связь).
Решение о проведении электронного голосования принимается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.
С октября 2008 года по октябрь 2009 года с участием ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации проведено три эксперимента в 7 регионах (Владимирской, Волгоградской, Вологодской, Ленинградской, Томской и Тульской областях, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре) по электронному опросу избирателей с использованием Интернет-технологий (использовались защищенные электронно-цифровой подписью компакт-диски, мобильные телефоны, электронные социальные карты).
14 марта 2010 года голосование с применением технических средств подсчета голосов проводилось в двух субъектах Российской Федерации. На выборах депутатов Рязанской областной Думы пятого созыва отрабатывалась технология применения отдельных перспективных программно-технических средств – применение модернизированного комплекса обработки избирательных бюллетеней, комплекса для электронного голосования совместно с автоматизированным рабочим местом участковой избирательной комиссии; применение специализированной навигационной информационной системы с ис
пользованием элементов ГЛОНАСС для контроля за перемещением избирательной документации; использование средств видеонаблюдения (веб-камер) и трансляции изображения в сети Интернет.
В декабре 2011 года на выборах в Госдуму КЭГ были оснащены 320 участков.
На выборах президента РФ в марте 2012 года комплексы электронного голосования применялись на 337 избирательных участках в семи субъектах Федерации (всего было использовано 311 КЭГ, из них 146 были в Татарстане, остальные были установлены в Кабардино-Балкарии, Мурманской и Томской областях, Республиках Коми, Марий Эл, Хакасии, Чечне), а также за границей – в Латвии, Германии, Казахстане (на Байконуре) и Польше.
В настоящее время применение электронного голосования имеет еще много проблем. Независимые эксперты по компьютерным технологиям без устали твердят, что подобные системы в их нынешнем виде слишком ненадежны, подвержены трудно выявляемым ошибкам и манипуляциям и вообще еще не готовы для массового применения. Фирмы-изготовители утверждают прямо противоположное. Кроме того, применение системы электронного голосования требует больших финансовых затрат, что определенно мешает массовому применению данной системы на всей территории Российской Федерации. Более того, население склонно больше доверять технике, чем таким же людям как и они сами. Так, опрос примерно трех тысяч рядовых респондентов и сотни компетентных экспертов дал следующие результаты: 83% специалистов по компьютерной безопасности заявили, что новые электронные машины гораздо более уязвимы перед различными манипуляциями, нежели традиционные системы подсчета бюллетеней, а вот среди обычной публики так считают лишь 19% опрошенных.
Необходимость применение электронного голосования является спорным вопросом. С одной стороны, электронное голосование позволяет более оперативно осуществлять процедуру голосования и подсчет голосов и, соответственно, получения результатов голосования, а также применение этой системы позволит сократить количество людей, обеспечивающих проведение голосования на конкретном избирательном участке. Однако, для применения этой системы необходимы большие финансовые затраты на оснащение избирательных участков оборудованием, необходимым для осуществления голосования. Кроме того, существуют сомнения в степени защищенности данных, получаемых при электронном голосовании. Стоит отметить, что при грамотной и прозрачной процедуре голосования абсолютно невозможно осуществить массовую подтасовку результатов как при про
1 Доклад Председателя ЦИК России В.Е. Чурова на Х Международных Лихачевских научных чтениях.
ведении голосовании традиционным способом, так и при использовании системы электронного голосования.
Таким образом, переход к электронному голосованию является вопросом времени. В России первый шаг к введению повсеместного электронного голосования уже сделан. Вопрос только в
том, как скоро будет введено электронное голосование в масштабе всего государства. Ответ на этот вопрос полностью зависит от уровня развития техники, финансового благополучия государства и психологической подготовки граждан к такому виду осуществления своего избирательного права.
К.Р. АБСОЛЯМОВА
электронный голосование являться, комплекс электронный голосование, субъект российский федерация, основный гарантия избирательный, программный технический средство, гражданин российский федерация, гарантия избирательный участие, электронный голосование проводиться, референдум гражданин российский, избирательный участие референдум, гарантия избирательный участие референдум, основный гарантия избирательный участие, комиссия субъект российский федерация, участие референдум гражданин российский, референдум гражданин российский федерация, количество избирательный участковый участковый, избирательный участковый участковый референдум, избирательный комиссия субъект российский, избирательный участие референдум гражданин, декабрь 2011 выбор госдума,